В больнице Екатеринбурга объяснили, как катетер попал в сердце, а потом и в легочную артерию восьмимесячной Даше Зыряновой из Заречного и почему ребенку не стали делать операцию. Девочка родилась недоношенной, поэтому сразу же оказалась в реанимации.
Напомним, что в отличие от семьи Глеба Иванова, Анастасии Зыряновой, маме малышки, не предложили сделать операцию по удалению куска силиконового катетера в Москве. В НИИ ОММ, где родилась девочка, уже провели внутреннюю проверку.
— Коллектив НИИ ОММ выражает искреннее сочувствие родителям. Для сотрудников учреждения, в том числе тех, кто не принимал непосредственного участия в оказании медпомощи, данная ситуация воспринимается болезненно, — поделилась с E1.RU Галина Мальгина, главврач НИИ ОММ. — Проводится тщательная работа по анализу причин и условий, способствовавших возникновению такой непредвиденной ситуации для неповторения в следующем.
Даша родилась 30 апреля 2022 года, у нее было тяжелое состояние, дыхательная недостаточность. Врачи приняли решение установить глубокую венозную линию (ГВЛ) для проведения терапии, в том числе антибактериальной, и частичного внутривенного питания, чтобы малышка скорее набрала в весе.
— Во время проведения стандартной медицинской манипуляции — катетеризации вены периферически устанавливаемым катетером, произошел отрыв дистального конца катетера, — подтвердили в НИИ ОММ. — Катетеризация выполнялась по абсолютно медицинским показаниям в строгом соответствии с инструкцией производителя.
Девочке сразу же сделали УЗИ и направили на консультацию к кардиохирургам СОКБ. Учитывая маленький размер куска силиконового катетера и отсутствия каких-либо отклонений в здоровье Даши, врачи не стали рисковать и предлагать операцию. 19 мая 2022-го маму с дочкой выписали домой.
— Согласно заключению: «Вероятнее всего, ГВЛ останется в полости правого желудочка сердца, либо мигрирует в одну из мелких ветвей легочной артерии, где впоследствии эпителизируется. Негативные последствия для здоровья маловероятны. Хирургическое удаление невозможно», — сказано в ответе НИИ ОММ редакции E1.RU.
В больнице родителям предложили продолжить наблюдение за ребенком в отделении детской реабилитации НИИ ОММ, но мама отказалась.
Внутренняя проверка показала, что в произошедшем нет вины врачей.
— Был проведен внутренний контроль качества оказания медицинской помощи ребенку, нарушений выявлено не было, — объяснила главный врач Галина Мальгина. — Риски отрыва дистального конца катетера, миграция катетера описаны в инструкции по применению как возможные осложнения, связанные с постановкой через кожный прокол для проведения инфузии.
Всю партию этих катетеров из НИИ ОММ изъяли и вернули производителю, то есть ООО «Матрикс» (в самой компании от комментариев ситуации отказались). Их применение было приостановлено. В НИИ ОММ также рассказали, что закупали их по стандартной процедуре через «Госзакупки».
— При заключении договора поставщик в обязательном порядке представляет документы, подтверждающие качество каждой партии товара, что было выполнено и в данном случае, — добавила Галина Мальгина.
«Именно производитель катетеров несет ответственность за качество поставляемого товара»
Врачи еще раз выразили сочувствие из-за произошедшего. К сожалению, не всегда возможно предвидеть подобные риски.
— Мы каждый день сталкиваемся с огромными рисками, и даже при правильном выполнении всех манипуляций мы не сможем предугадать индивидуальный ответ организма на проводимую терапию, и, конечно, мы не можем предугадать результат применения медицинского изделия с заявленными качественными характеристиками, — заключила Галина Мальгина.
Свердловские следователи начали проверку по данному факту.
— Будут проверены и имеющиеся сведения о том, что при указанной медицинской манипуляции могло использоваться недоброкачественное медицинское изделие. По итогам проверки следователем будет принято процессуальное решение, — сообщили в Следственном комитете по Свердловской области.
До этого семья из Верхней Пышмы столкнулась с похожей проблемой. В июне 2022 года у Глеба Иванова родился сын, недоношенного мальчика положили в реанимацию. При установке катетера в вену ребенка оборвался пятисантиметровый кусок. Катетер оказался из той же партии, что в случае Даши Зыряновой. В результате родителям пришлось везти новорожденного в Москву, где доктора достали кусок катетера через вену на ноге.
После публикации в СМИ делом заинтересовался Александр Бастрыкин, а 26 января следователи возбудили уголовное дело по статье об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей.