После публикации E1.RU о том, как младенцу попал в сердце кусочек венозного катетера, установленного в больнице Екатеринбурга, к нам обратилась еще одна семья с такой же бедой. Анастасия Зырянова из Заречного родила дочку Дашу 30 апреля 2022 года в НИИ ОММ, ей сделали кесарево сечение на 34-й неделе беременности. Появившаяся на свет малышка весила чуть больше двух килограммов и плохо дышала, поэтому ее перевели в реанимацию.
Как и многим недоношенным детям, девочке хотели установить венозный катетер для дальнейших процедур, но силиконовый кончик оборвался и остался в вене у младенца.
— Мне об этом сообщили, когда я отошла от наркоза, — рассказала E1.RU Анастасия Зырянова. — Что с этим делать, нам никто не сказал: оперировать они не будут, где находится катетер — неизвестно, сделали флюорографию, УЗИ. Катетер «поймать» не успели, когда он был в руке и в ноге. А следующая остановка катетера — это, получается, сердце.
«Живем с катетером и просто наблюдаем»
Маму с дочкой отправили на консультацию к кардиологу в Свердловскую областную клиническую больницу (СОКБ №1), там Анастасии сказали, что извлекать катетер слишком рискованно.
— Нас привезли, сделали УЗИ без меня, врач вышел, объяснил, что в сердце находится остаток катетера, он в таком месте, что не причинит вреда ребенку.
«Сказал: операция невозможна, потому что ребенок маленький, это вскрывать нужно полностью ребра, сердце, то есть это полостная большая операция»
— Каждый раз нам объясняли, что операция опасна для жизни, и мы отказывались, конечно. А других [операций], чтобы вытащить [катетер], сказали, не существует ни в России, ни в Европе, нигде. Поэтому пока живем с катетером и просто наблюдаем, — объяснила мама.
По словам Анастасии, медики заверили, что катетер закапсулируется и не будет мешать ребенку. По прогнозам врачей, это должно было произойти в срок до полугода, но малышке уже восемь месяцев, катетер «пошел» дальше по организму. Если в мае он был в сердце, то в конце июня он оказался в легочной артерии.
На E1.RU Зыряновы прочитали, что такую операцию сделали в Москве маленькому сыну другой уральской семьи. И у них появилась надежда.
— Инородное тело находится в ребенке, какой вред оно несет — неизвестно. Дочка восемь с половиной месяцев живет с пластмасской в теле, а вдруг она токсична? Хочется, чтобы сделали операцию и мы бы жили спокойно. Потому что каждый день просыпаться и проверять, дышит ребенок или не дышит — это страшно, — говорит мама Даши.
Семья обзвонила большинство российских больниц, где проводят подобные операции. Но везде, по словам Анастасии, утверждают, что провести ее могут только по договоренности с лечащим врачом малышки. Пока что никто не решается взять эти риски на себя.
Партия катетеров оказалась некачественной
Судя по документам, которые есть у обеих семей, катетеры были из одной партии. В сентябре родители Даши Зыряновой обратились в прокуратуру, та перенаправила сообщение в Росздравнадзор, а 25 января из ведомства пришел ответ (копия есть в распоряжении E1.RU). В нем говорится, что в октябре — декабре в отношении производителя комплектов для проведения инфузии с катетером, компании «Матрикс», проведена внеплановая проверка. Изделия из двух партий, в том числе той, из которой был катетер, попавший в организм маленькой Даши, отправили на экспертизу. Она показала, что комплект является недоброкачественным, его безопасность не подтверждена, есть угроза здоровью, но отсутствует угроза жизни.
Несмотря на то что выводы экспертизы, судя по ответу Росздравнадзора, не позволили напрямую связать выявленные несоответствия катетеров со случаем Зыряновых, производителю приказали изъять из обращения и уничтожить ту самую партию изделий.
Анастасия обратилась за помощью к юристу Юлии Липинской. Они написали заявление председателю Следственного комитета России Александру Бастрыкину с просьбой проверить, как некачественные катетеры попали в больницу, и помочь им найти врачей, которые сделают ребенку сложную операцию.
— В обращении я рассказываю, что на сегодняшний день у нас две семьи, которые пострадали от некачественных катетеров. Вторая семья медицинскую помощь так и не получила и переживает, что у ребенка имеется угроза жизни. Мы просим посодействовать в возбуждении уголовного дела, — прокомментировала E1.RU Юлия Липинская. — Мы просим установить, каким образом эти катетеры попали в больницу. Также просим помочь семье Зыряновых, чтобы ребенка направили в соответствующее медицинское учреждение, оказали помощь, которая им требуется, и просим обеспечить доставление ребенка в федеральные центры, поскольку семья самостоятельно на сегодняшний день попасть туда не может.
Мы попросили НИИ ОММ прокомментировать этот случай, ответ будет опубликован после получения.
До этого семья из Верхней Пышмы столкнулась с похожей проблемой. В июне 2022 года у Глеба Иванова родился сын, недоношенного мальчика положили в реанимацию. При установке катетера в вену ребенка оборвался пятисантиметровый кусок. Катетер оказался из той же партии, что в случае Даши Зыряновой. В результате родителям пришлось везти новорожденного в Москву, где доктора достали кусок катетера через вену на ноге.
После публикации в СМИ делом заинтересовался Александр Бастрыкин, а 26 января следователи возбудили уголовное дело по статье об «Оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей».