Микроавтобус столкнулся с легковушкой, водитель машины без сознания, в автобусе девять пострадавших. Переломы позвоночника, рук и ног, множественные ссадины и ушибы. Такова легенда учений медиков, которые каждый день работают на свердловских трассах. Они выезжают на ДТП, а еще помогают водителям, которые заехали к ним с жалобами на самочувствие.
В Территориальном центре медицины катастроф прошли учения среди медиков трассовых служб. Всего в регионе двенадцать таких медицинских пунктов на четырех направлениях. Благодаря этому среднее время доезда при ДТП составляет менее десяти минут.
Эти медики — настоящие виртуозы, и их соревнования — не скучные перевязки рук и ног, а настоящий экшен, где все трюки выполняются без спецэффектов. Почитайте, какие испытания придумали для трассовых бригад, чтобы проверить их знания. Это страшнее ЕГЭ, пауков и годовых отчетов, но при этом очень тепло и душевно, с добрым духом соперничества.
Старт ровно в десять, но уже в 09:40 все бригады в форме и ждут в холле. Играют песни про медиков-спасателей, которые написали сами врачи. Бригады общаются друг с другом, повторяют материал.
В 09:57 всех зовут на построение, медики встают в шеренгу, главный врач объявляет тактико-специальные учения открытыми. Команда каждого трассового пункта представляет себя — показывает эмблему и кричит девиз: похоже на пионерлагерь.
Но на этом ассоциации с детством заканчиваются. Команды уходят на тестовый контроль. Водителей и фельдшеров проверяют отдельно. Водители сдают Правила дорожного движения, медики отвечают на вопросы по оказанию экстренной помощи, проблемам скорой помощи и правам. У всех напряженные лица: попробуй ответь не так — руководитель стреляет строгим взглядом. Долго думать тоже не дают.
В это время фельдшеры сдавали сердечно-легочную реанимацию на манекенах. Учитывали не только порядок действий и количество нажатий на грудную клетку — также приборы фиксировали глубину нажатия. За каждое действие можно получить или потерять баллы. Судят строго, оценку выверяют до десятых. Счет шел на секунды, как в реальной жизни. Медики вводили препараты пациенту через катетер. Правильность выбранного лекарства и дозировка тоже учитывались жюри.
После этого каждая бригада (водитель и три фельдшера) должна была сдать «эвакотест», где оценивались навыки перекладывания пострадавшего на носилки, его фиксация (наложение воротника Шанца) и транспортировка пациента по пересеченной местности в санитарный автомобиль. На их пути было место, где предстояло поднять пациента на уровне головы медиков, ничего при этом не задев, и пронести его примерно на уровне коленей.
Были вопросы и на эрудицию. Например, кто открыл пенициллин, как называют болезнь Боткина, сколько эмблем имеет Красный Крест, кто из современных врачей оказывал медпомощь заложникам при теракте на Дубровке (печально известный «Норд-Ост»). Каждая команда получила не меньше двух баллов.
Самый напряженный и важный конкурс — ситуационная задача о том самом ДТП с автобусом, в котором пострадали десять человек. Медикам нужно было правильно определить степень тяжести состояния каждого пациента, сортировать их по срочности, отчитаться диспетчерам в Екатеринбург, вызвать необходимое количество реанимобилей, скорых, вертолетов и подготовить к транспортировке пострадавших, оказав им первую помощь.
Состояние каждого пострадавшего было обозначено внешними признаками (перебинтованные ноги, синяки); помимо этого, у каждого была записка с описанием травм. Далеко не все медики быстро и четко сориентировались. Оно и понятно: такие серьезные ЧП, к счастью, случаются редко, но именно для этого смоделировали задачу. Пусть лучше медики проживут стресс в учебном классе с коллегами, чем в реальности. Из кабинета выходит одна из команд. Лица грустные, напряженные.
— Давайте, коллеги, вы следующие. Десять минут позора, и вы свободны, — сказал один из участников, который уже прошел задание.
После выполнения задачи проходит разбор полетов. Взрослые дяди и тети стоят, потупив глаза в пол, и переминаются с ноги на ногу, потому что замечания коллег — реально острые и колкие. Но лучше услышать это здесь. В случае страшной аварии они уже будут готовы. К слову, некоторые команды и этот этап прошли четко и слаженно, например бригада трассового пункта Малые Брусяны.
При ДТП часто бывает так, что пострадавшие оказываются зажаты среди груды железа. В каждой команде водитель и фельдшер на скорость «откусывали» кусок трубы от машины специальными инструментами. Конкурс проходил на улице, условия были приближены к реальным. В каждом реанимобиле трассовой службы есть инструменты спасателей, так как в реальной жизни они, увы, пригождаются.
Главный врач центра медицины катастроф Виктор Попов уверен: такие учения дают гораздо больший эффект, чем лекции.
— Обычная учеба и даже практические занятия не дают такого адреналина и куража, как эти деловые игры в виде соревнований. Сейчас ребята борются за главный кубок, они хотят стать лучшей командой на целый год. В задания мы закладываем профессиональные технологии, чтобы ребята росли. Людмила Павловна Рогожина (главный специалист по первой помощи. — Прим. ред.) модернизировала задания и добавила организационные аспекты, так как при ЧС и серьезных ДТП, где несколько пострадавших, это очень важно. Нужно отрабатывать алгоритм действий, чтобы четко сработать в любой ситуации. Как говорил Пирогов (знаменитый российский хирург. — Прим. ред.), врач сначала организатор, а уже потом лечебник.
Я наблюдала за медиками весь день и теперь уверена, что наша жизнь в надежных руках. Очень трогательно было наблюдать за тем, насколько ответственно каждый сотрудник относится к своей работе. Как они готовились, повторяли конспекты перед кабинетами, волновались, когда ошибались, и до слёз радовались победам. Это что-то настоящее и очень важное.
А вот еще несколько ярких кадров с учений.
ТЦМК часто принимает участие в учениях, поэтому неудивительно, что наш центр медицины катастроф уже не раз признавали лучшим в стране: так было в 2021-м, 2019-м и 2014 годах.
Ранее мы подробно рассказывали про мобильный комплекс на колесах, который разработал главврач свердловского Центра медицины катастроф. Прочитайте интервью с Виктором Поповым. Он рассказал о самых сложных историях спасения и даже о работе этого медучреждения во время Чеченской военной кампании.
А еще главврач больницы в Коммунарке Денис Проценко похвалил ТЦМК — прочитайте, за что именно, и гордитесь вместе с нами. Подробнее о том, как работает центр, мы писали в отдельном репортаже.