Семь лет назад жительница Екатеринбурга решилась на отчаянный шаг. Она забеременела от донора спермы — совершенно чужого человека из каталога клиники репродукции. Самое удивительное в этой истории то, что Юлия уже была замужем, но родить ребенка от любимого мужчины она не смогла.
На протяжении нескольких лет Юлия с мужем не считали отсутствие детей серьезной проблемой. Они поженились еще студентами и не хотели сразу становиться родителями. Но учеба закончилась, карьера устроилась, появилось свое жилье, а забеременеть всё не получалось.
— Я решила пройти обследование и начала с женской консультации. Куча анализов, УЗИ. Мне казалось, что я живу в поликлинике, — вспоминает Юлия. — Меня проверили от и до, а на выходе врач шутя спросила, не хочу ли я полететь в космос — намекая, что здоровье мне позволяет. После этого обследование прошел мой муж, и после первой же спермограммы стало очевидно, что проблема в нем.
Сначала врачи успокаивали и говорили, что есть формы бесплодия, которые поддаются лечению, однако обследование показало, что это не тот случай.
— Я хорошо помню этот момент, когда нам сказали, что у нас не будет своих детей. Земля просто ушла из-под ног, внутри резко стало больно и пусто. Мы так мечтали стать родителями, было ощущение, как будто и у нас забрали нашего настоящего ребенка, — вспоминает женщина. — У мужа выявили нарушение на уровне хромосом. Это нельзя исправить с помощью гормональной терапии или операции.
«Честно скажу, это был самый сложный выбор в моей жизни»
Сначала пара решила взять ребенка из детского дома, но до этого не дошло. Один из врачей рассказал о банке донорской спермы.
— Это был уролог, который обследовал мужа. Он так спокойно нам об этом говорил, как-то по-простому, что мы серьезно задумались. Рассказывал истории семейных пар, которые так родили своего малыша, а некоторые — и нескольких, — говорит Юлия. — В то время наш близкий друг как раз женился на женщине с двумя девочками от первого брака. И он рассказывал, что безумно любит их и не вспоминает, что у них был когда-то другой отец, который их бросил. На мужа это сильно повлияло, и во многом благодаря этому он согласился на донорство, потому что поверил, что ребенок станет ему родным.
Забеременеть от донора можно только с помощью технологий искусственного оплодотворения. Поскольку сама Юлия была абсолютно здорова, репродуктолог предложил провести внутриматочную инсеминацию. Это процедура легче, чем ЭКО: в полость матки вводят заранее обработанную в лаборатории сперму.
Перед этим биоматериал целый год выдерживают в карантине, а все доноры перед сдачей спермы обязательно проходят полное медицинское обследование — в том числе и на генетические заболевания.
— Нам выдали каталог, где было всего пять доноров, то есть выбор был невелик. Мы выбирали кандидата по группе крови, потому что дети наследуют ее от родителей. Если она будет отличаться, в будущем у ребенка могут возникнуть вопросы, — рассказала женщина. — Остановились всё-таки на моей. Выбрали программиста со светлыми волнистыми волосами, серыми глазами, ростом 175 сантиметров. Собственно, это всё, что я знала и до сих пор знаю о нем.
«Бабушки не знают, как внук появился на свет»
Юлия и ее муж заключили договор с клиникой. Назначили гормональную стимуляцию, при инсеминации она тоже нужна. Каждую неделю пациентка ездила на УЗИ в клинику, пока врач не назначил дату процедуры.
— Инсеминация прошла быстро и безболезненно. Врач сделал контрольное УЗИ, меня отвели в процедурную и с помощью длинного шприца ввели биоматериал. Потом какое-то время я лежала на кушетке. Точно не помню — может, полчаса. И, собственно, всё, — рассказала Юлия. — Муж ждал меня в коридоре. Вообще, он каждый раз ездил со мной в клинику. Я хотела, чтобы он чувствовал себя причастным.
«Беременность стала для нас испытанием»
Родственникам супруги не рассказали, что решились на такой шаг. Они надеются, что никто в семье никогда об этом не узнает. Первая же попытка для Юлии оказалось удачной.
— Никаких особых признаков у меня не было. В назначенный день я сдала ХГЧ, и результат показал беременность. Я была безумно счастлива, а вот муж был растерян. Мне кажется, именно тогда у него появились сомнения, правильно ли мы поступили, — поделилась Юлия. — Он как будто не проявлял к моему состоянию интереса. Это было непросто, но всё изменилось после второго УЗИ. Я притащила его с собой, и когда он увидел малыша в животе — растаял.
Юлия уговорила мужа на партнерские роды. Она была уверена, что это поможет ему почувствовать себя настоящим отцом.
— Мне кажется, это было очень важным и правильным решением. Он полюбил малыша просто с первого взгляда. С тех пор ни разу в нашей семье даже шепотом никто не вспоминал историю зачатия нашего сына. Он наш и только наш, — говорит мама мальчика. — Я безумно благодарна врачам, которые нас поддержали и помогли стать родителями.
Сейчас мальчишке, рожденному от донора, шесть лет. Он очень похож на маму и обожает отца. Юлия признается, что не жалеет о своем решении, но пройти этот путь еще раз она не решится.
— Я долго сомневалась, стоит ли мне вообще рассказывать об этом, но мой опыт может помочь кому-то. Осуждать женщин, которые используют сперму донора, может только тот, кто никогда не был в такой ситуации, — уверена Юлия.
Она — далеко не единственная свердловчанка, родившая от донора спермы. Только за этот год 140 женщин в нашем регионе воспользовались биоматериалом совершенно не знакомых им мужчин. Мы рассказывали, по каким критериям будущие матери выбирают биологического отца своим детям.
Недавно мы писали, что в Екатеринбурге не хватает кавказцев — доноров спермы. А на фоне частичной мобилизации в десятки раз вырос спрос на заморозку биоматериала. Причем за услугой обращаются не только те, кто уже получил повестку, но и те, кто может быть призван.