Российская медицина славится своей доступностью. Каждый может прикрепиться с помощью полиса ОМС к поликлинике и в любой момент обратиться к нужному специалисту, который внимательно выслушает, поставит правильный диагноз и поможет выздороветь...
Правда, красиво? Но дальше начинаются проблемы. Своими впечатлениями от бесплатной медицины поделилась молодая журналистка Дарья Костомина. Почитайте ее эмоциональную колонку.
Давайте представим ситуацию: вы заболели и собираетесь пойти к врачу в надежде получить быструю и качественную бесплатную помощь и уже через неделю выздороветь. Представили? Нет? Я тоже не смогла.
Вот мы заходим в обычную районную поликлинику. Хотя постойте: без острой необходимости на прием к терапевту сразу не попасть. Чтобы проверить состояние здоровья, необходимо ждать две недели. Дальше вам дают направление на анализы, результаты которых вы сможете получить только у своего терапевта. Вы же помните про ожидание? Всё верно, это снова две недели!
И вот вы на приеме. Узнав, что вы желаете попасть к узкопрофильному специалисту, терапевт переводит тему, потому что врачей категорически не хватает. Нам, обычным пациентам, это знать, видимо, необязательно. И вот вы выходите из кабинета совершенно опустошенными, размышляя о походе в платную клинику.
Именно с такой ситуацией я и столкнулась. В один прекрасный день мое состояние начало ухудшаться, и я решила сходить в поликлинику. Первоначальный диагноз — обычная простуда. Я пропила все назначенные лекарства, но за две недели так ничего и не поменялось. Это настораживало. На повторном приеме я спросила терапевта: «Что со мной?», но врач просто пожала плечами и продолжила с важным видом смотреть в монитор, пытаясь разобраться в криво работающей программе.
А дальше я снова сдавала анализы и шла с результатами к следующему терапевту — только чтобы посмотреть, как он обсуждает с коллегой других пациентов, не обращая на меня внимания. Ты сидишь в надежде получить помощь, но перед тобой опять пожимают плечами. В итоге так и не выяснив причину своей «болячки», я выписалась с больничного.
«В чем смысл отсиживать бесконечные очереди среди таких же больных пациентов, заражая друг друга снова и снова?»
Обращалась в поликлинику я и по другому вопросу.
— У меня сильные круги под глазами и бледная кожа. Может быть, это анемия? — спросила я.
— Так ведь на бледной коже синяки лучше видно, — ответила терапевт с ухмылкой. Именно ради такого «диагноза» я провела два часа в коридоре, правда ведь?
Кстати, вы знали, что ожидание приема у узкого специалиста в бесплатной поликлинике может растянуться на несколько месяцев?
— У нас один эндокринолог на 60 тысяч населения. Очередь к врачу около года, вас это устраивает? — спросили меня в регистратуре.
Вы можете себе представить, сколько всего может измениться за год?
— В очередях быстрее помрешь, чем дождешься помощи, — высказался мужчина рядом в очереди. Желающих поспорить с ним не нашлось.
Знаете, что было действительно грустно наблюдать? Как пожилым пациентам приходится доказывать врачу, что им действительно нужна медицинская помощь.
— Дежурный врач сказал, что у меня температура меньше 37 градусов и меня не будут принимать, — с безнадежностью в голосе поделился пенсионер.
Он и его жена просидели больше часа в коридоре, но так и не смогли попасть к терапевту и в итоге просто ушли, не дождавшись ответа специалиста.
Сколько раз я слышала: «Здоровье дороже золота, береги его». Но в этом-то и проблема: не у всех есть возможность лечиться у платного специалиста, который готов тебе помочь и обладает нужным опытом. Что случилось в этой поликлинике? Многие специалисты ушли. Вместо них взяли малоопытных врачей, которые консультируются с медсестрами по поводу твоего диагноза и тычут пальцем в небо, пытаясь скрыть свое незнание.
Сколько же людей сталкиваются каждый день с похожими проблемами? Простая проверка на сервисе 2GIS показала, что средняя оценка поликлиники № 3 на Посадской составляет всего 1,6 из 5. Неплохо. При этом ни на один негативный комментарий пациентов представители больницы не ответили.
«Муниципальные поликлиники нуждаются в модернизации — и я не про бесплатные бахилы»
Я про квалифицированных узкопрофильных специалистов, нужное оборудование и программное обеспечение. Бюрократия в больнице — часть твоего приема. Именно заполнение документов занимает до 15 минут, и лишь заветные 5 минут уделяются тебе. Кстати, отсюда и появляются очереди.
И всё-таки я верю, что так происходит не везде. В поликлиниках есть специалисты, которые достойно выполняют свою работу, и именно им хочется сказать огромное спасибо за труд, терпение и самоотдачу. К сожалению, таких врачей в своей больнице мне встретить не удалось.
Мне пришлось потратить огромное количество личного времени, чтобы просидеть бесконечные очереди и поругаться с некоторыми наглыми пациентами. А что в итоге? Я плюнула и пошла в платную больницу, где и подтвердился диагноз, который я подозревала с самого начала: анемия.
А вы оказывались в подобной ситуации?
Интересно, что буквально накануне в Екатеринбург с внезапной проверкой прилетал глава Минздрава РФ Михаил Мурашко. В разговоре с журналистами он рассказал, как будет бороться с очередями в больницах и когда перестанут зависать программы, с которыми работают врачи.
О проблемах в работе информационной системы МИР мы рассказывали не так давно. Из-за этих сбоев врачи не могли выдать больничный, закрыть его и записать пациентов на прием.