Наши читатели нередко жалуются на соседей, поведение которых не только удивляет, но и, мягко говоря, доставляет всему дому беспокойство и неудобство. Странности могут проявляться по разному: кто-держит в своей однушке по 20–30 кошек да еще и тащит с помойки мусор, из-за чего в подъезде стоит жуткий запах. Есть те, кто оскорбляет первого встречного, угрожает, кидается в драку.
Мы рассказывали про непростую жизнь обитателей дома на Белинского. Одна из соседок там — женщина, страдающая психическим расстройством. Уже много лет она изводит людей: топит квартиры снизу, раскидывает мусор по подъезду, скандалит. Жители не раз жаловались на нее в полицию, но она сжигает повестки и никуда не идет. Уральский юрист Сергей Тетерин рассказал, как найти управу на подобных неадекватных жильцов. В его практике не раз бывали случаи, когда он защищал интересы пострадавших.
Вариант первый: не обращать внимания
Людей, которые портят жизнь другим, я бы разделил на три категории. Мы сейчас имеем в виду тех, чье поведение явно неадекватно, несвойственно психически здоровому человеку.
Первая группа — те, кто создает неприятности окружающим, но неприятности психологического характера. Они могут писать в соцсетях, создавать аккаунты, где описывают жизнь дома. В том же Камышлове есть такой персонаж, женщина. Она никого не бьет, но периодически транслирует в интернете негатив по отношению к соседям, при этом не допускает прямых оскорблений, но идет такой троллинг. Люди начинают реагировать, не выдерживают, срываются, на эмоциях могут обругать, послать, а она жалуется в прокуратуру на оскорбления. Продолжения это никакого не получает, но дальше всё продолжается по новой.
Если говорить языком психиатрии, такие люди не представляют прямой опасности для окружающих, хотя уровень психологического травмирования они создают иногда большой. Тут есть некое ощущение безысходности: психиатрическая служба вмешаться не может, ведь прямой угрозы ни для себя, ни для других этот человек не представляет.
Если это делает психически больной человек, то такой троллинг окружающих — одно из проявлений болезни. На мой взгляд, психиатрическая служба должна вести просветительскую работу, разъяснять окружающим, как реагировать на такое поведение в интернете. У нас часто люди просто этого не знают, как себя вести при этом. Начинают отвечать и лишь усугубляют проблему.
Вариант тут просто один: игнорировать, не обращать внимания. Бывает, когда я объясняю это, некоторые возмущаются: да она нас…
В ответ я привожу пример: вас на улице собака облаяла, вы будете на нее обижаться? Надо понять, что человек болен. Если не можете игнорировать, если остро реагируете на таких людей — это тоже психологическая проблема. Можно обижаться на равного себе, а не на несчастного человека.
Вариант второй: добиваться лечения
Вторая категория — те, кто опасен для окружающих. Тут активно должны вмешиваться правоохранительные органы. Допустим, вы пишете заявления в полицию. Но, тем кто хочет добиться, чтобы неадекватного соседа утихомирили, нужно быть готовыми, что вас отфутболят. Правонарушитель может в ответ на ваше заявление написать ответное и даже предоставит доказательства — например, синяки. Тогда правонарушение будут квалифицировать как обоюдную драку. В 70% случаев из моей практики участковые заявляли: «Я буду составлять протокол на вас обоих».
«Но даже если удается возбудить административное дело, это не решает проблемы. Штрафы этих людей не пугают»
Обычно я спрашиваю своих клиентов: чего вы хотите, какого результата? Как правило, все говорят: чтобы человек был наказан и чтобы этого не повторилось. Но если у человека явные признаки расстройства, штраф его не вылечит. Можно, кстати, затребовать компенсацию. Если мы говорим о здоровом человеке, это поможет его утихомирить. Но у больного свой мир, если человек действительно болен, он после этого может стать еще опаснее. Репрессии только усугубят ситуацию.
Что делать? Добиваться проведения психиатрической экспертизы. Если она установит, что человек опасен для окружающих, но в силу заболевания не может понимать того, что он делает (то есть невменяем), то по решению суда его отправят на принудительное лечение.
Психиатрическая экспертиза проходит в два этапа. Первый этап — амбулаторная. Если врач амбулаторно затрудняется сделать вывод о наличии или отсутствии расстройства, то назначают стационарную экспертизу. Согласия у человека не спрашивают: это носит принудительный характер.
Сложность тут вот в чем: у нас отсутствует практика, чтобы по административным статьям назначали психиатрическую экспертизу — хотя закон это позволяет. Но экспертные учреждения просто не выдержат такой нагрузки.
Кстати, несмотря на то, что побои у нас декриминализированы (то есть не попадают под уголовную ответственность), надо знать один нюанс. Если в отношении лица уже есть административная статья за побои, то его можно привлечь к статье 116.1 УК РФ. Но и по такой категории уголовных дел не очень охотно назначают экспертизы.
Единственный вариант — быть настойчивым. По этому поводу есть решение пленума Верховного суда. Нужно ссылаться на этот документ. В нем есть целый перечень оснований для назначения экспертизы. Например, черепно-мозговая травма в анамнезе, прохождение обучения в коррекционной школе, учет и наблюдение у психиатра. Все эти сведения, если мы говорим об уголовном деле, должен выяснять дознаватель.
«Если в полиции считают, что те, кто не кидается на людей с топорами, не опасны и безобидны — это заблуждение. Мол, подумаешь небольшая потасовка»
Та же многодетная мать, на которую жалуются жители района: кого-то покусала, кого-то за волосы оттаскала. Да, у таких людей нет намерений лишить кого-то жизни, но их поведение может привести к несчастному случаю. Посмотрите видео из того же Камышлова, когда она роняет одну из жертв. Человек мог случайно удариться о бордюры, о перила. В лучшем случае это бы закончилось тяжким вредом здоровью, в худшем — травмой, несовместимой с жизнью.
Можно ли найти управу на тех, кто мешает людям жить, не совершая физического насилия? Можно. Надо лишь правильно квалифицировать их поступки при написании заявления в полицию. Четко объяснить, какие действия и как именно могут представлять опасность.
Разбрасывает мусор? Антисанитария — это прямая угроза для здоровья людей, в том числе детей. Тут есть вероятность заражения, например.
Регулярно топит соседей? Это также можно квалифицировать как угрозу. Может произойти короткое замыкание, например.
Поджигает бумагу в почтовых ящиках? Это уже явная угроза безопасности.
Вариант третий: идти в суд
Третья категория — это психически больные лица, которые отдают отчет в своих действиях. При этом они любят козырять фразой «у меня справка есть, ничего мне не будет». Но наличие заболевания еще не значит, что человек невменяем: они осознают, что делают.
Вот эту категорию людей, можно и нужно остановить репрессивными методами. Привлечение к уголовной и административной ответственности на них действует.
Согласны с автором?
Прочитайте также, что думает по этому поводу главный врач Свердловской психиатрической больницы. Специалист объяснил, в каких случаях можно добиться принудительного лечения.