Главный врач Свердловского территориального центра медицины катастроф Виктор Попов разработал современный мобильный медицинский комплекс для работы в ЧС. Это буквально больница на колесах, в которой врачи могут оказывать помощь сразу большому количеству пациентов.
Кстати, этот комплекс уже оценили министр здравоохранения Михаил Мурашко и главврач «Коммунарки» Денис Проценко, когда приезжали в Екатеринбург. В сентябре главный врач свердловского ТЦМК презентовал свою разработку на всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Медицина катастроф — 2022».
— Таких автобусов нет нигде в мире, поэтому пришлось дорабатывать, применять инженерные решения, — сказал Иван Фролов, заместитель главврача ТЦМК. — Была задействована большая команда, но главный идеолог и создатель — Виктор Попов, у него есть патент на изобретение. Главный врач занимался этим несколько лет. Потом разработали план, нашли спонсора (УГМК), и его изготовили в Нижнем Новгороде.
Что внутри мобильного комплекса
На базе низкопольного автобуса ЛИАЗ-5292-60 Виктор Попов сделал фактически больницу с тремя большими отсеками. Заместитель главврача Иван Фролов провел для нас экскурсию по комплексу.
— Реанимационный отсек рассчитан на четверых тяжелых пациентов с аппаратами ИВЛ, там есть дозаторы, дефибрилляторы, кислород, мониторное наблюдение, — рассказал Иван Фролов. — По сути — это большая передвижная палата реанимации.
— С другой стороны у нас маленькая операционная, в которой по жизненным показаниям можно сделать какие-то малоинвазивные операции, — продолжил заместитель главврача. — Понятно, что мы в нём не будем выезжать в область и оперировать аппендициты, он сделан не для этого, это нестерильно. Эта операционная нужна именно на случай чрезвычайных ситуаций, когда, например, пациенту очень важно остановить кровотечение или провести какое-то срочное вмешательство. В этом же отсеке есть помывочный блок. Например, если произошел какой-то выброс и нужно обработать, обмыть пациента.
Также внутри есть командно-штабной отсек, в котором располагаются медики, мини-кухня (там можно подогреть еду) и санузел.
Сам автобус содержит и раскладные модули — приемно-сортировочный и эвакуационный, это две огромные палатки, которые раскладываются с двух сторон входа в автобус. Если в этот момент посмотреть на автобус сверху, по форме он будет похож на медицинский крест.
Почему на базе автобуса
Главный врач ТЦМК Виктор Попов объяснил, почему выбрал именно автобус для реализации своей грандиозной идеи.
— Он большой, можно разместить достаточное количество пациентов, — сказал создатель этого комплекса. — Низкий пол нужен, чтобы было удобно заносить пациентов, и это удобство работы в целом. Наверху находится большой короб, в нём всё необходимое реанимационное оборудование и другие предметы, такие как столы, стулья, стойки. Всё находится в одном месте, автобус полностью укомплектован.
— Также автобус приспособлен для езды по городским улицам, за счет конструктивных особенностей пол ровный, горизонтальный во всём салоне. Пневмоподвеской регулируется его высота, выдвигаются пандусы, и у него мягкий ход, — сказал Виктор Попов.
Где его применять
Работа в ЧС
— Мобильный комплекс нужен на случай какой-то катастрофы: например, в доме взорвался газ, упал самолет, в общем, какая-то чрезвычайная ситуация с большим количеством пострадавших, — объяснил заместитель главврача Иван Фролов. — Он всегда готов к работе, стоит в собранном состоянии. Команда медиков садится и выезжает. Количество персонала зависит от ситуации.
— На месте мы его разворачиваем: открываются боковые двери, и по бокам собираем большие палатки, которые тоже загружены в автобус. Они двух цветов: белая и оранжевая. Белая — для скорой помощи, оранжевая — для спасателей, чтобы было разделение потоков и все знали, куда ехать, чтобы не было бардака, — объяснил заместитель главврача. — Соответственно, спасатели несут пострадавших в оранжевую палатку, а скорая подъезжает к белой, все это знают. Когда пациент поступил в оранжевую палатку, оказывают первичную диагностику, помощь, оцениваем состояние человека и определяемся, что дальше с ним делать.
Транспортировка тяжелых пациентов между больницами
— В пандемию были ситуации, когда в одну из больниц области поступило большое количество пациентов и было решено часть из них перевезти в Екатеринбург, — рассказал Иван Фролов. — Мы выезжали на автобусе, располагали пациентов по реанимационным местам. В дороге продолжаем оказывать помощь, проводить лечение, этап интенсивной терапии — и привозим в больницу.
В зависимости от тяжести состояния пациентов задействована одна-две бригады медиков. Плюс в том, что за один раз можно привезти пять пациентов вместо того, чтобы использовать пять машин скорой помощи с бригадами. Места в автобусе больше, это позволяет оказывать всю необходимую помощь.
Медицинские сопровождения массовых мероприятий
— Вспомним 9 Мая: большой поток людей, и скорая помощь не может через него пробраться, — объясняет наш гид. — Мы заранее выезжаем на место и разворачиваем автобус. Фактически это больница там, где она необходима. Берем с собой нужных специалистов: кардиологов, реаниматологов, терапевтов и других, и прямо на месте оказываем помощь. Пример: у кого-то случился инфаркт, мы тут же берем пациента в реанимационное отделение автобуса и начинаем интенсивную терапию. Правило «золотого часа» мы полностью выполняем: пока скорая пробирается через потоки людей, мы пациента стабилизировали. Скорой передаем уже с начатым курсом лечения, сохраняя жизнь.
В сентябре на конференции «Медицина катастроф — 2022» Виктор Попов подробно рассказал специалистам со всей страны об уникальной разработке. Есть надежда, что изобретение свердловских медиков тиражируют и в других регионах России.
Прочтите интервью с главврачом Центра медицины катастроф Виктором Поповым. Он рассказал о самых сложных и опасных историях спасения и даже о работе этого медучреждения в военное время в Чечне. А еще главврач больницы в Коммунарке Денис Проценко похвалил ТЦМК — прочитайте, за что именно, и гордитесь вместе с нами. Подробнее о том, как работает центр, мы писали в отдельном репортаже.
Наш центр медицины катастроф уже не раз признавали лучшим в стране: так было в 2021-м, 2019-м и 2014 годах.