Недавно в детском саду Первоуральска жестоко подрались две мамы. Причиной конфликта стало то, что сына одной из них за руку укусил другой ребенок. Правда, доказать, кто именно это сделал, так и не удалось: видеокамер в садике нет, а вторая мама всё отрицает. Мы решили обсудить с экспертами, откуда у детсадовских детей может браться агрессия и почему малыши в возрасте от двух до четырех лет кусаются?
Проблема оказалась действительно массовой. Несколько читателей E1.RU написали, что сталкивались с тем, что их ребенка кусали.
— Вы, видимо, давно детей в садик не водили, сейчас очень много больных детей там, которые дерутся и кусаются, — пишет екатеринбурженка. — А родители не хотят со своими детьми ничего делать, на замечания огрызаются. Мы тоже писали коллективное [заявление] на детей одной мамаши в свое время, но толку нет.
— Мои ребенок пошел в детский сад в два года и два месяца. Ох, сколько же раз его кусали, и он [кусал], писанина была в родительском чате. Но если хоть чуть-чуть знать психику ребенка, то в силу своего возраста они так отстаивают свои границы, надо учить на игрушках по-другому себя вести, — рассказывает читательница E1.RU.
В чём же причина?
Часто причиной такого поведения действительно является возрастной кризис трех лет, который еще называют «Я сам». Просто ребенок не умеет иначе выстраивать личные границы, а значит, его обязательно надо этому научить, говорит Наталья Булатова, психолог-консультант ГБУ СО «ЦППМСП "Ладо"».
— Этот кризисный период не имеет четких границ. Просто у кого-то он наступает около трех лет, у других — около четырех, — объясняет Наталья Булатова. —В этом возрасте родители чаще всего замечают изменения в поведении и в характере детей, как правило, негативные. Дети начинают спорить, не слушаться. Суть в том, что ребенок так проявляет себя и свою самостоятельность.
«То есть у ребенка нет других способов выражения негативных чувств, и он может начать кусаться»
Есть и другие причины: например, так ребенок может защищаться или пытаться привлечь к себе внимание, говорит детский и семейный психолог клиники «УГМК-Здоровье» Александра Шарапова. Но уже, например, в четыре года такие порывы должны вызывать у родителей опасения.
— Многие малыши в год-полтора начинают кусаться, потом это проходит, когда дети сталкиваются с реакцией родителей, им говорят: «Нельзя». Но некоторые дети продолжают кусаться и в два, и в три, и даже в четыре года, — рассказывает Александра Шарапова. — Иногда это происходит, когда родители уделяют недостаточно внимания воспитанию, не учитывают потребности ребенка, не следят за его здоровьем и так далее.
— Кроме того, одна из главных причин такого поведения — протест. Когда ребенок с чем-то не согласен, но еще не может об этом сказать, — продолжает Александра Шарапова. — Причем он может кусать не только других, но и себя, игрушки, мебель. Часто дети кусаются с целью самозащиты — инстинктивного чувства, что надо укусить обидчика.
«Ребенок, которому не рассказали, как надо делать по-другому, кусает инстинктивно, а не для того, чтобы сознательно навредить»
С ней согласна и Наталья Булатова. Нередко дети начинают вести себя так, когда родители слишком строго воспитывают ребенка и запрещают ему всё. Либо наоборот — разрешают всё.
— Например, когда ребенку запрещают вообще в принципе что-то против говорить, он должен только слушаться. То есть он не может как-то сказать, покапризничать, поплакать, поскандалить, тогда он может начать кусаться, — продолжила психолог. — Либо однажды он почувствовал, что, причинив вред человеку таким образом, он облегчает свое внутреннее состояние.
Бывает, что укусы — это реакция на агрессию другого, в том числе и реакция на физическое насилие. Ни в коем случае на таких детей нельзя кричать, толкать в ответ, шлепать. Еще одна причина: неумение ребенка выразить свои желания, эмоции. Часто с такой проблемой сталкиваются дети, которые плохо разговаривают. Они не могут сказать одногруппнику: «Не подходи ко мне», «Не трогай меня или мою игрушку».
— Если ребенок кусается, ни в коем случае нельзя его физически наказывать, — убеждена Александра Шарапова. — Нередко кусаются неговорящие дети, когда они не могут выразить свои чувства или потребности и чувствуют, что их не поняли. Дома они кусают родителей, рассердившись, что их не понимают. Я часто с таким сталкиваюсь, родители говорят: «Ребенок что-то хотел, а я не поняла, он подошел и укусил меня».
Кроме того, иногда дети просто хотят внимания. И если ребенок кусается в садике, то, как правило, внимания на самом деле ему не хватает от мамы.
— Например, если воспитатель не замечает ребенка в группе, он тихий — и вдруг он кого-то укусил. И сразу все на него смотрят, называют его имя, — рассказывает семейный психолог Александра Шарапова.
«Негативная слава — хоть какое-то внимание»
Последний ряд причин связан с работой нервной системы, если есть какие-то нарушения или заболевания. Если ребенку 2–3 года, то стоит обратиться к неврологу, если он старше — то к психологу или психиатру.
— Повышенное возбуждение, тонус, когда у ребенка есть внутреннее сильное напряжение, нарушение развития — тогда он тоже может кусать других, это физическая разрядка, — добавляет психолог.
Как отучить ребенка кусаться
Совет очень простой: проиграйте несколько разных ситуаций. Например, с ребенком не поделились машинкой. Расскажите, как он мог бы себя повести: предложить взамен другую игрушку или просто поплакать. Главное, постепенно уходить от агрессивного поведения. Нужно обязательно хвалить ребенка, если ему удалось сдержаться и поступить иначе.
— Нужно в первую очередь расширять репертуар, как еще ребенок может определить свою эмоцию и как отреагировать на ситуацию, — уверена психолог Наталья Булатова.
Кроме того, все в семье должны знать и понимать, что кусаться нельзя. То есть у всех близких должна быть единая позиция (а не так, что бабушка жалеет ребенка, которого отругали из-за укусов). Все-таки мама и папа для малыша должны быть авторитетом.
— Здесь бывает первый звоночек такой проблемы, когда родитель не является авторитетом для ребенка. Это в дальнейшем может привести не только к тому, что дети будут делать, что хотят, не слушаться, могут хамить, проявлять неуважение, но и к тому, что у ребенка появится целый ряд эмоциональных и коммуникативных нарушений. Важно, чтобы в семье дети оставались детьми, а взрослые — авторитетными взрослыми, — подчеркивает Александра Шарапова.
Должны ли за этим следить в детских садах?
Детский и семейных психолог Александра Шарапова уверена, что с такими детьми должны работать и воспитатели, и психологи. Но лучше не приводить ребенка в страшный кабинет и не ругать при всей группе.
— Есть ли у наших воспитателей на это время и возможности — это большой вопрос. Как правило, уделить внимание конкретному ребенку педагоги не успевают, — пояснила эксперт. — Хорошо, если психолог будет работать не один на один с ребенком, а впишется в среду группы, будет играть с детьми, проговаривать ситуации, замечать неправильную коммуникацию и говорить, например: «Смотри, ты сейчас укусил мальчика, кусаться нельзя. Давай его пожалеем».
«Нужно обязательно учить просить прощения кусающегося ребенка»
Идеальный способ повлиять на поведение маленького агрессора — игра с элементами коммуникативных задач. Можно делать это и на примере мультфильмов: а как должен был поступить тот или иной герой? Что он еще мог сделать? Мог ли он извиниться? По мнению Александры Шараповой, одна из самых главных задач детского сада — научить ребенка общаться со сверстниками и окружающими их людьми.
Что делать, если вашего ребенка покусали?
Если это случилось один раз, не спешите бить тревогу, ведь зачинщиком драки мог стать и ваш ребенок.
— В первую очередь ребенка нужно просто пожалеть. Ему обидно, он может злиться, и ему хочется, чтобы его эмоции приняли, — уверена психолог Наталья Булатова. — Нужно разделить с ним его беду. Сразу бежать наказывать врага не стоит. Когда у ребенка эмоциональный накал спал, можно спросить: «Что случилось? Как ты думаешь, почему он так сделал? Было ли раньше такое?» Конечно, если это повторяется, можно пообщаться с воспитателем.
Любые подобные конфликты полезно обсуждать с ребенком, предлагать ему поразмышлять, а как еще можно было бы поступить в той или иной ситуации. Объясните сыну или дочери, что обидчик, скорее всего, сделал это потому, что ему было грустно, неприятно, а не из-за личной ненависти.
Тем временем в одной из школ Екатеринбурга мама напала на чужого ребенка — всё из-за того, что мальчик подрался с ее сыном. На этом ее месть не закончилась: женщина ломилась в квартиры к одноклассникам сына и устроила скандал в кабинете директора. А в школе № 52 третьеклассник терроризирует учителя и целый класс: кричит на уроках, ругается и бьет детей. Он даже чуть не задушил одну из своих одноклассниц.
Вместе с врачами мы попробовали разобраться в причинах такого поведения у детей, одна из них — синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ).