— Я знала, что у меня есть риски и я могла заразиться ВИЧ. Я пошла в Центр СПИДа, сдала анализы, через две недели меня повели к психологу, и я сразу поняла: что-то не так, — вспоминает екатеринбурженка Людмила. — Когда мне психолог сказал: «У тебя ВИЧ»… Я помню хорошо, как у меня в глазах появились картинки: я в свадебном платье, ребенок и такой жирный крест. Всё.
Людмила три месяца работает равным консультантом на горячей линии. Она отвечает на все вопросы девушек на тему ВИЧ, так как это одна из уязвимых к вирусу групп. Этот диагноз екатеринбурженке поставили 14 лет назад, когда ей было всего 21. Принять болезнь было невероятно сложно, и только недавно Людмила смогла открыто говорить о своем ВИЧ-статусе, без страха и стеснения.
ВИЧ — вирус иммунодефицита человека. Он разрушает иммунную систему, и тогда риск возникновения инфекционных и других заболеваний резко возрастает. Заразиться можно только тремя путями: половым, через кровь и от матери к ребенку.
«Меня в закрытой комнате держали»
Не сказать близким о болезни было нельзя. Реакция была неоднозначной.
— Первые два дня дома у меня была своя отдельная кружка, своя тарелка, меня в комнате закрытой держали, как-то так, — призналась Людмила E1.RU. — Потому что не было информации у моей мамы, что в бытовых условиях ВИЧ не заразиться. Через два дня мне открыли дверь, она перелопатила весь интернет и сказала: пользуйся любой ложкой, любой вилкой, что хочешь — то и делай.
Справиться с тревогой Людмиле помогла мама. Она нашла чаты, где ВИЧ-положительные поддерживали друг друга. Там девушка познакомилась с первым мужем и благодаря препаратам для лечения ВИЧ родила от него совершенно здорового ребенка. Тогда она жила в Казани.
— Когда я лежала в роддоме, нас, ВИЧ-положительных беременных женщин, вели последними сдавать кровь, — вспомнила Людмила. — Десять лет назад врачи не относились ко всем пациентам как к предполагаемым ВИЧ-людям.
Девушка пережила развод и вернулась в Екатеринбург. Здесь она встретила людей с открытым ВИЧ-статусом. Общение с ними помогло ей спустя долгие годы действительно принять диагноз.
— Сейчас мой муж — ВИЧ-активист, и он открыто говорит о том, что да, я ВИЧ-положительный. Его пример дал мне какой-то толчок, что и мне можно открыть лицо, — призналась екатеринбурженка. — Я всегда принимала терапию, ходила к врачу, я знала, что это моя ответственность. Кстати, терапия для лечения ВИЧ бесплатная: помощь врачей, все обследования тоже. Главное — найти в себе силы и прийти в Центр СПИДа. Врачи, психологи, другие медики очень помогают и поддерживают. Но при всём при этом, при хорошем здоровье на терапии, у меня около 12 лет не было психологического принятия. Ничего страшного в этом нет. Примеры других людей очень помогают. Они не умерли, у них есть любимая работа и дети.
«Нельзя закрываться и уходить в изоляцию, будет еще хуже. Я тоже думала, что это моя вина. Это неправильно»
В фонд «Новая жизнь» Людмила попала не сразу. Два года она хотела попробовать себя в качестве волонтера, но планы разрушила пандемия коронавируса. После друзья сделали ей интересное предложение.
— Мы сидели со знакомыми, и они говорят: «Не хочешь поработать с девушками, затронутыми ВИЧ?» А я вообще человек такой, не люблю всё банальное, и когда начала работать, так втянулась, — рассказала Людмила E1.RU. — Сейчас мне нравится быть частью такого масштабного, грандиозного проекта. Я горжусь ребятами. Честно скажу, у меня была мечта такая, детская, смешная: я часто представляла, как иду по улице, вижу горящий дом и бегу спасать людей.
«Моя работа сейчас — чем не горящий дом? Может, если я кому-то расскажу про терапию, кто-то спасется»
«Какой риск? Я замужем»
Звонки поступают разные. Женщины спрашивают, как не заразиться, если был секс без презерватива, и что делать, если диагноз уже поставлен.
— Главная информация для них — это профилактика. Важно пользоваться презервативом, не стесняясь предложить это партнеру. А если диагноз ВИЧ уже есть, то важно начать принимать лечение, — объясняет Людмила. — Стараюсь каждой девочке об этом говорить.
Некоторых из девушек пугает не столько диагноз, сколько то, что любимый человек не сказал им о своем ВИЧ-статусе.
— Мне звонила часто девушка на горячую линию. Было предательство мужа, потому что он знал о своем диагнозе, стоял на учете, но не ходил лечиться и не сказал ей. Заразил ее, и она не понимала, как он мог. Мы с ней долго разговаривали, по 30–40 минут. У меня много девушек с такими ситуациями, это не единичный случай, — вспоминает Людмила.
Многие из людей просто не верят, что муж или жена могут быть больны ВИЧ — даже если попадают в группу риска.
— Я помогала обзванивать людей с вопросом про тестирование, — продолжила консультант. — Когда я спрашивала про риски: «Был ли у вас незащищенный контакт», одна девушка сказала: «Какой риск? Я замужем». Я спросила: «А муж знает свой ВИЧ-статус?», а она ответила: «Нет, а зачем ему?» Получается диссонанс: если человек любимый, если я его люблю, он не может болеть.
Вирус не выбирает жертву
Существует миф, что это болезнь наркоманов, гомосексуалов и женщин с низкой социальной ответственностью. Но это далеко не так.
— Два или три месяца назад меня привозили в больницу, болел живот, — рассказывает Людмила. — Берут у меня анализы в приемном покое и спрашивают: «Есть B20?» (код ВИЧ в Международной классификации болезней. — Прим. ред.). Я и отвечаю: «Да». Медсестра подумала, что это шутка, говорит, «Не шути, ты так не выглядишь». В смысле «не шути»? У меня есть этот диагноз! Да, я прилично одетая, из офиса приехала. А она: «Да не шути». Я бы и рада пошутить так, но к сожалению, это не шутка. Встречается и такое отношение.
«Вирус не выбирает, кого заразить, как и ковид, например. Не выбирает ни за грехи, ни в качестве наказания»
Когда люди это поймут, другие начнут лечиться. Кто-то боится идти в СПИД-Центр именно потому, что это стрёмно, болеть. Они не идут лечиться и умирают, — заключила Людмила.
В ближайшее время тест на ВИЧ бесплатно и анонимно можно пройти 21 сентября с 17 до 22 часов у торгового центра на ул. 8 Марта, 149.
Консультации по вопросам ВИЧ и лечение ВИЧ-инфекции проводят в Областном центре СПИДа на Ясной, 46 по будням с 08:00 до 18:30. Любые вопросы о ВИЧ можно задать на горячую линию по ВИЧ-инфекции: (343) 31–000–31, 8 800 550–68–41.
Ранее мы рассказывали, как работают мобильные пункты тестирования на ВИЧ. Прочитайте другие истории уральцев, которые открыто говорят о своем положительном статусе. Или посмотрите, как эпидемия начиналась в Свердловской области. Кстати, уже в 90-х лечение ВИЧ-инфекции кардинально изменилось.
Здесь вы найдете видео, где эксперт просто отвечает на все вопросы о ВИЧ. Загляните и в график с адресами мобильных пунктов, где можно сдать экспресс-тест на наличие инфекции. Есть и другой способ: можно заказать набор для самотестирования на ВИЧ на дом или в пункт самовывоза. Это бесплатно и анонимно.