Зрение — один из главных инструментов познания мира для человека. Поэтому проблемы с ним ощутимо снижают качество жизни. Люди, которые плохо видят, постоянно испытывают дискомфорт: хуже ориентируются в пространстве и проходят мимо знакомых, не здороваясь, страдают от невозможности подобрать удобные и стильные очки. Про контактные линзы и говорить нечего — это еще и постоянные траты. Но офтальмология не стоит на месте и предлагает различные варианты коррекции. В Центре рефракционно-лазерной хирургии — подразделении Екатеринбургского центра МНТК «Микрохирургия глаза», одной из самых крупных в России офтальмологических клиник, — применяют самые современные технологии восстановления зрения. Отделением руководит Борис Лаптев — опытный офтальмолог, хирург, на счету которого несколько десятков тысяч операций. Он рассказал, как врачи меняют хрусталик, избавляют пациентов от «минуса» и других проблем со зрением.
— Почему ваш центр называют клиникой будущего?
— Потому что мы дарим людям будущее! Хорошее зрение без очков и контактных линз. Освобождаясь от них, человек уже воспринимает мир совершенно по-другому. В центре используются уникальное оборудование и технологии. В ряде случаев они являются ультрасовременными не только для Урала, но и для России. А в чем-то — даже для мира. Если говорить о лазерной хирургии, то она выполняется с помощью фемтосекундных и эксимерных лазеров по всем возможным технологиям: от ФРК до SMILE. Последняя — самая передовая и малотравматичная. Мы единственные в Екатеринбурге, кто использует ее. Специалисты нашего центра имеют, пожалуй, самый большой в Европе опыт в этом виде хирургии. То же самое касается и хирургии хрусталика. Мы используем все виды искусственных линз: от самых простых до самых сложных, которые недавно появились в России и зачастую еще не используются в других клиниках.
— Расскажите, в чем уникальность технологии SMILE.
— Это технология нового поколения, которая позволяет максимально сохранить целостность роговицы. Процедура занимает всего несколько минут и проводится под местной анестезией. Об эффективности SMILE можно судить и по тому, что эту технологию выбирают сами врачи. Совсем недавно сразу несколько наших коллег сделали себе операцию по технологии SMILE.
— С какими проблемами к вам чаще всего обращаются пациенты?
— Чаще всего к нам приходят молодые люди с близорукостью, которые хотят восстановить зрение. Технологию мы выбираем вместе с пациентом. Если есть противопоказания и исправление лазером не подходит — предлагаем другие методы. Обращаются и люди старшего поколения: с возрастной дальнозоркостью, катарактой и глаукомой — для них врачи тоже подбирают оптимальный вариант лечения. Мы делаем все хирургические операции, которые можно проводить в амбулаторных условиях или на дневном стационаре. Тем, кому необходимо стационарное лечение, оказываем помощь на основной базе центра, по адресу: ул. Ак. Бардина, 4а.
— Почему лазерные методы коррекции зрения подходят не всем?
— Операции по исправлению зрения, как и любые другие, имеют противопоказания. Если речь о лазерной коррекции, их можно условно разделить на три группы. Первая — проблемы с роговицей. Например, ее недостаточная толщина. Вторая — болезни глазного яблока. Например, глаукома или катаракта (даже если она врожденная и не беспокоит). В третью группу входят такие заболевания, как экзема, нейродермиты, псориазы, гормонозависимые ситуации и астма. В этих случаях мы можем рассмотреть вопрос замены хрусталика на искусственный или имплантации дополнительной линзы.
— Что важно знать врачу, чтобы предложить пациенту самый эффективный в его случае метод?
— Докторам важно знать буквально всё о пациенте! Мы проводим расширенную диагностику зрения, выясняем профессию человека, какое у него хобби и любимый вид спорта. Так, если человеку по работе необходимо чаще смотреть близко, при коррекции ему стоит оставить небольшой «минус». Иначе будет некомфортно. Головной мозг формирует определенные стереотипы восприятия изображений. И вот эта ломка стереотипов зачастую тяжело воспринимается человеком. Офтальмологи часто ходят в очках, удивляя пациентов. Всё дело в том, что многим из них нужно хорошо и комфортно видеть вблизи. Рефракционная хирургия — это всегда выбор, в зависимости от того, какой результат человеку нужен в итоге.
— Кто сегодня главнее: врач или лазер?
— Хирург всегда остается главным. Он управляет процессом. И речь далеко не только о воздействии на глаз лазером, а о сложном комплексе действий и умозаключений. Если в итоге пациент говорит: «Мне не больно, я ничего не заметил», это самая большая похвала для доктора. Когда мы летим в самолете, то не задумываемся о том, что делает пилот. А он старается не попасть в турбулентность и облететь тучи. Офтальмолог — как этот пилот: должен провести операцию так, чтобы пациент мягко приземлился в новой жизни. С таким рулевым человеку не придется переживать и волноваться, он будет уверен в результате.
— Можно ли сделать коррекцию зрения в условный обеденный перерыв и вернуться на работу?
— Технология SMILE дает людям такую возможность. Человек может пойти утром на работу и сделать неотложные дела или даже поработать удаленно в предоперационной на ноутбуке, потом прооперироваться и снова поработать. Такие истории есть. Но нужно помнить, что любое воздействие на организм, а тем более на глаза — это стресс. Хорошо, если у человека есть возможность постепенно возвращаться к работе, спокойно смотреть в даль, гулять. Это даст мозгу возможность перестроиться, отойти от сформированных зрительных стереотипов и начать воспринимать жизнь по-новому.
Центр рефракционно-лазерной хирургии
г. Екатеринбург, ул. Ясная, 31
Call-центр: +7 (343) 231–00–11, +7 (343) 231–00–00
E-mail: laser_mntk@mail.ru
Екатеринбургский центр МНТК «Микрохирургия глаза»
г. Екатеринбург, ул. Ак. Бардина, 4а
Call-центр: 8 (800) 2000–300, 8 (800) 231–00–00
E-mail: mntk2310000@gmail.com
Страница центра во «ВКонтакте»