В России обнаружили новый штамм конго-крымской геморрагической лихорадки (ККГЛ) — болезни, летальность которой во время вспышек может достигать 40%, по данным Всемирной организации здравоохранения. Поскольку пандемия коронавируса еще не закончилась, мы обращаем пристальное внимание на все новые и старые болезни, о которых становится известно.
Наши коллеги из MSK1.RU решили разобраться в том, что такое конго-крымская геморрагическая лихорадка, насколько она реально опасна и где можно ей заразиться.
Где появился вирус?
Руководитель лаборатории особо опасных инфекций Федерального исследовательского центра фундаментальной и трансляционной медицины, бывший заведующий лабораторией НИЦ «Вектор»
Александр Чепурнов рассказал корреспонденту MSK1.RU, что впервые вирус обнаружили во время Второй мировой войны во время освобождения Крыма от фашистских войск.
— На какое-то время там задержались довольно крупные воинские части, и, поскольку рабочих рук не хватало, военных бросили на полевые работы. В Советском Союзе такое практиковали, — рассказывает Чепурнов. — Эти солдаты начали болеть некой инфекционной болезнью, как потом стало понятно, и, поскольку у нас тогда была довольно сильная вирусология, быстро удалось изолировать возбудитель.
Аналогичное заболевание в 1950-х выявили в Республике Конго. Оказалось, что оно вызвано тем же самым вирусом, отсюда и название — конго-крымская геморрагическая лихорадка.
Как работает этот вирус?
Неслучайно данный возбудитель относят к виду геморрагических лихорадок. Выявляется он с помощью общего анализа крови — наблюдается снижение лейкоцитов (лейкопения) и тромбоцитов (тромбоцитопения) в крови.
— В группу геморрагических лихорадок входят лихорадки, которые вызывают эволюционные нарушения. То есть проблемы со свертываемостью крови, как правило, это развитие ДВС-синдрома (диссеминированное внутрисосудистое свертывание крови — заболевание, связанное с нарушением образования тромбов. — Прим. ред.), — рассказывает Чепурнов. — Сначала происходит мощный выброс свертывающих факторов, в результате чего в сосудах наблюдается массивный тромбоз. При этом факторы свертывания исчерпываются и начинается бесконтрольное разжижение крови, которое приводит к тому, что кровь начинает проникать через стенки сосудов [в организм].
Никакой вакцины для людей или животных от этого вируса не существует. У зараженного человека лечат обычно симптомы, используется поддерживающая терапия. Основной препарат для лечения — рибавирин.
Как можно заразиться ККГЛ?
Александр Чепурнов объяснил нам, что, несмотря на довольно высокую летальность заболевания (Чепурнов приводит цифры в 20–25%, ВОЗ — 10–40%), оно встречается нечасто. Заразиться им можно во время сельскохозяйственных работ, а основным переносчиками являются мыши. ВОЗ, правда, отмечает, что болезнь также может передаваться от крупного рогатого скота, овец, коз, некоторых птиц, например страусов, и клещей. Вирус передается человеку при укусах клещей или контакте с тканями животных во время или после забоя.
Чепурнов объясняет, что вирус обнаружили именно благодаря передаче от мышей. Часто эти животные размножаются под стогами сена, где оставляют экскременты. Сено насыщается вирусом, и образуются аэрозоли, которые передаются по воздуху и из-за которых человек может заразиться.
— При создании этого вторичного аэрозоля из продуктов жизнедеятельности при его вдыхании люди заражаются. От человека к человеку заражения не происходит, только от животного к человеку, — объясняет Чепурнов. — Эта инфекция особо не развивается, хотя это и не совсем пустая вещь. Ей сейчас интересуются очень многие биологи-оружейники, особенно западные. Сейчас снова об этом заговорили на фоне биологических лабораторий, и это опять ничем не закончилось.
«Хотя сейчас возобновление высокого интереса к биологическому оружию становится очень значимой проблемой, которой должны заниматься специалисты»
Чем грозит новый штамм?
Если коротко: ничем новым. Пока науке ничего не известно о его особенностях, а новые штаммы разных вирусов фиксируют ежедневно. Александр Чепурнов объяснил, что само по себе выделение нового штамма еще ни о чем не говорит.
— Ничего нового в мире науки. Это достаточно обычная рутинная работа, — говорит Александр. — Условно я сейчас пойду в лабораторию, в которой определяют смывы и смотрят, есть ли там болезнь человека. Я, например, возьму положительный смыв и просмотрю его клеточную структуру, эта структура клеток почти в 100% случаев будет размножаться. Это будет очередной штамм коронавируса, которых на сегодняшний день миллионы.
Ранее мы выяснили у эксперта, нужно ли бояться оспы обезьян, случаи которой каждый день выявляют в США и Европе, а также писали о том, что от ковида и гриппа может появиться одна вакцина.