Здоровье истории «В меня бросали камни, обмазывали грязью». Екатеринбуржец рассказал, как школа «подарила» ему панические атаки

«В меня бросали камни, обмазывали грязью». Екатеринбуржец рассказал, как школа «подарила» ему панические атаки

Чтобы с ними справиться, потребовалось несколько лет

Насмешки и издевательства в школе могут испортить всю взрослую жизнь

Травля детей и подростков в школах стала уже чем-то привычным. Жертвы так называемого буллинга долгие годы страдают от унижений и издевательств со стороны сверстников.

Валерию (имя изменено. — Прим. ред.) сейчас 22 года. После пережитого в школе его много лет преследовали панические атаки. Он уходил в запои, замыкался в себе и долго не мог ничего с этим сделать. Парень откровенно рассказал E1.RU, как ему удалось справиться со своими проблемами, не ответив обществу злом.

Учителя называли тупым, а дети смеялись


Еще ребенком Валере не удавалось находить общий язык со сверстниками. В детском саду он постоянно проводил время в одиночестве. Воспитатели не пытались помочь мальчику влиться в коллектив, списывая проблему на его замкнутость.

«Все играли без меня, я бродил как бездомная собака. Стремления находиться с ребятами не было. Чувствовал себя каким-то ненужным и отделенным от всех»

Когда Валера пошел в первый класс, его преследовал страх, что там всё будет еще хуже, чем в садике. Это чувство его не подвело.

— В первый же день я не смог ни с кем заговорить, хотя очень надеялся, что найду в школе друзей, с которыми будет интересно. Но я ошибался. На самом деле впереди меня ожидал только кошмар, — вспоминает юноша.

Из-за неуспеваемости мальчику доставалось как от родителей, так и в школе. Любая неудача становилась поводом для насмешек и унижений.

— Когда я получал двойки или чего-то не понимал, учителя обзывали при всех тупым или дегенератом, а дети дальше подхватывали, — вспоминает Валерий. — Не пойти в школу для меня было каким-то праздником. Я часто просыпался в слезах от одной мысли, что нужно снова тащиться в этот гадюшник. Родители иногда приходили и заступались за меня в школу, но всё это было бесполезно. В основном они говорили, что если меня унижают и никто не дружит со мной, то проблема во мне. Это трогало меня еще больше.

Играл на компе по 10 часов в день


Став старше, Валера столкнулся уже с физическим насилием. Единственную отдушину он находил в компьютерных играх.

— В подростковом возрасте унижения приобрели более жесткую форму. Я мог просто идти по школе, а сзади шел одноклассник и запинывал. На улице в меня летели камни, а один раз, когда возвращался домой, один парень набрал в руку какой-то грязи и обмазал мое лицо, — вспоминает парень. — Я не занимался никаким спортом, ответить силой не мог. В школу приходил и никогда никого не трогал. Садился за последнюю парту и хотел поскорее уйти. Потом приходил домой после этого ада и проводил за играми часов по десять.

А потом пришли панические атаки



Ежедневные унижения и жизнь в страхе привели к проблемам со здоровьем. В 13 лет у Валеры случилась первая паническая атака во время отдыха на даче.

— Я вышел из дома. Светило яркое солнце. Я почувствовал внезапный страх, в глазах потемнело, голова закружилась, сердце забилось нереально быстро и будто бы сжималось, — вспоминает он. — Такое состояние можно спутать с инфарктом. После этого панические атаки преследовали меня регулярно. Часто они случались в транспорте или в местах, где очень людно.

Окончив школу, Валера решил поступать в театральный, но принять его могли только платно, поэтому пришлось пойти учиться на экономиста. Уже студентом он нашел компанию по общежитию.

— Ребята показались мне прикольными. Мы весело проводили время. Выпивали, курили, тусили. Я постепенно стал забывать о школьном ужасе. Там же я познакомился с девушкой. Вроде как всё стало налаживаться, но панические атаки всё равно продолжались, хоть и не такие острые. Я стал наблюдаться у психиатра.

Буйная студенческая жизнь продолжалась год. Валера стал понимать, что чувствует себя не на своем месте. Стремления к творчеству не покидали его.

— Меня бросила девушка. Это больно ударило по мне, и все школьные переживания будто снова нахлынули. Началась хроническая депрессия. Я почувствовал, что просто-напросто теряю время с этими людьми, в этом вузе, — объясняет юноша. — Если в школе я отвлекался от волнений, играя в компьютер, то теперь я стал уходить в запои. Панические атаки обострились, и я стал сидеть на антидепрессантах. Учиться на экономиста я не смог и выбрал творческое направление — режиссер телевидения.

На втором курсе Валера познакомился со своими будущими друзьями. Он всерьез увлекся музыкой, стал заниматься игрой на гитаре, снимать короткометражные фильмы, делать интервью.

— Я наконец-то нашел людей, с которыми мне комфортно, с которыми есть общие интересы, общие творческие представления и цели. Дома я стал писать стихи, подбирать гитарные мелодии, а с друзьями мы постоянно создавали творческие проекты. Впервые в жизни мне стало на долгое время комфортно и интересно находиться с людьми.

Для Валерия музыка стала одним из инструментов борьбы с паническими атаками

«Ты должен сам всё решать! Зачем ты ябедничаешь?»


Специалисты различают три основные формы травли: физическая — когда ребенка избивают, запирают в помещении, портят его вещи; вербальная — словесное унижение, оскорбления, присвоение обидных кличек; социальная изоляция — когда дети не хотят общаться и сидеть за одной партой. Причиняя физический вред или доставляя моральные страдания, обидчики получают удовольствие.

— К сожалению, последствия буллинга могут продолжаться у пострадавшего всю жизнь, превращая ее в ряд сплошных испытаний на прочность, — рассказывает школьный психолог Татьяна Дёмина.

«Эти дети-изгои потом могут стать также жертвами и армейской дедовщины, и травли на работе»

Когда ученик подвергался школьному буллингу неоднократно и на протяжении длительного времени, у него может развиться серьезная психическая проблема — так называемое посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Оно может провоцировать и панические атаки. В таких случаях необходимо обращаться к специалистам.

Зачастую взрослые не знают, что делать, когда их сын или дочь становится объектом травли, а иногда вообще не догадываются, что происходит с ребенком в школе.

— Многие родители считают, что с такой проблемой ребенку нужно справиться самостоятельно: «Ты должен сам всё решать! Зачем ты ябедничаешь?» или: «А ты постарайся заслужить симпатию у обидчика, договорись с ним», «Ну, не обращай внимания, тогда он от тебя отстанет», «Ты сам виноват, с тобой что-то не так. Ищи причину в себе», — приводит примеры психолог. — А отцы вообще любят посоветовать: «Дай отпор. Будь сильным». Они просто не понимают, что у ребенка уже нет сил противостоять этому напору. Его необходимо научить просить помощи у значимых взрослых: педагогов, родителей.

По словам эксперта, стоит различать конфликт и буллинг. Если конфликт — это нормальная динамика развития группы, то буллинг — это ее патология. Разрешить его невозможно — только прекратить.

Жертва школьного буллинга без поддержки взрослых остается один на один с огромной проблемой


Обидчики и обиженные


Чаще всего жертвами буллинга становятся дети с какими-то особенностями, неуверенные в себе.

— Взрослым необходимо понимать, что неуверенность — это распространенная особенность детской психики. Ребенок зависим от мнения других в большей степени, чем от своего собственного, — объясняет Татьяна Дёмина. — Спокойные, уверенные в себе родители, не ждущие от ребенка моментальных сверхдостижений, с пониманием относящиеся к его успехам и неудачам — вот залог развития адекватной самооценки.

В свою очередь буллерами (обидчиками) могут выступать дети, которые очень хотят добиться лидерских позиций в коллективе, оказаться на первых ролях. К сожалению, они не умеют достичь этого социально приемлемыми способами, например благодаря успехам в учебе или спорте.

— Очень часто агрессорами становятся дети, над которыми родители совершают какое-то насилие. Отыгрываясь на сверстниках, ребенок снимает свое напряжение. Буллерами могут стать и дети с генетически повышенным уровнем агрессии, — считает психолог. — Когда группа детей издевается над ребенком, эффективнее всего будет вмешаться, сразу спокойно и твердо объяснить нападающим, что агрессия недопустима, что это правило, и поддержать жертву.

Буллинг оставляет глубокий след


Даже через много лет жертвы травли рассказывают об очень болезненных переживаниях. Чтобы помочь с ними справиться, ребенку необходимо оказывать помощь.

— Пока взрослые не начнут реагировать и вмешиваться в ситуации травли, ничего не изменится, и последствия могут быть катастрофическими. Это и увеличение количества суицидов среди детей, не выдержавших психологического давления, и защитное агрессивное поведение с их стороны, которое может привести к травме другого ребенка. Но, даже если этого удается избежать, ситуация требует вмешательства специалистов, потому что буллинг может иметь тяжелые и болезненные последствия, — резюмировала Татьяна Дёмина.

Прочитайте также, что о феномене школьного буллинга говорят учителя, юристы и сами агрессоры. А еще мы спросили у лучшего психолога России, как эффективно противостоять подростковой агрессии.

Самые распространенные вопросы о школьной травле и ответы на них также есть в удобном формате карточек.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
150
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Лопнет или сдуется? Как в России возник ипотечный пузырь и что с ним будет дальше
Екатерина Торопова
директор агентства недвижимости
Мнение
«Это защитит вас от женской неверности?» Екатеринбуржец разгромил идею вступать в официальный брак
Анонимное мнение
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Нам говорят: вы плохо учите». Что не так с образованием детей мигрантов в российских школах
Екатерина Кириченко
Рекомендуем
Знакомства
Объявления