В Свердловской области заболеваемость коронавирусом снижается, в то время как в Китае и Европе набирает обороты новый вид омикрона. При этом врачи говорят, что не так страшен коронавирус, как его последствия — постковидный синдром, или Long COVID. Екатеринбургский врач и эксперт лабораторной диагностики Александр Соловьев рассказал в своем Telegram-канале о том, как помочь мозгу после COVID-19.
— Неприятно осознавать риск потери серого вещества коры головного мозга после воздействия SARS-CoV-2, эквивалентной 10 годам старения, — говорит Александр Соловьев. — Такая потеря происходит независимо от тяжести заболевания, возраста и пола. У людей, перенесших COVID-19, до 7 месяцев после заражения наблюдаются нарушения внимания и памяти, скорости обучения и скорости обработки информации, снижены исполнительные функции — страдает возможность познавать мир.
По словам врача, помочь мозгу можно постоянными тренировками с соблюдением основных принципов реабилитации, применяемых при поражении головного мозга (после травм и инфекционных поражениях мозга, при нейродегенеративных заболеваниях).
— Самое простое — это различные варианты мозговых игр, — говорит Александр Соловьев. — Как правило, игры не тренируют мозг, но они заставляют его работать и доставляют удовольствие (настольные игры, кроссворды, викторины, мозгобойня и пр.). Для качественного улучшения функций познания, таких как память, внимание, способность фокусировки, скорость обработки информации, мозг нужно тренировать.
Вот несколько советов, как держать мозг «в тонусе»:
собирайте большие пазлы. При этом задействуется система визуальной обработки — сканирование мелких частей, тонкие различия в форме и цветах, мелкая моторика, переключение с маленького пазла на общую картину, конструирование целостной картины;
тренируйте периферическое зрение. Это упражнение хорошо сочетать с релаксацией за пределами дома, например, на природе. Смотрите прямо, не двигая глазами, и сосредоточьтесь на всём, что попадает в поле зрения без движения глаз, особенно в периферийные участки. Закрыв глаза, мысленно воссоздайте зафиксированную визуальную картину, затем повторите попытку, добавляя список увиденного;
запоминайте и пойте новые песни. Также прекрасная тренировка мозга, которая требует взаимосвязанных действий разных его отделов, — обучение игре на музыкальном инструменте;
попробуйте поменять ведущую руку. Если вы правша, попробуйте использовать левую руку в повседневных действиях. Например, почистить зубы. Постепенно, когда начнет легко получаться, перейдите к более сложным задачам: используйте «другую» руку во время еды, письма или рисования. Миллионы нейронов приспосабливаются, образуются новые связи, чтобы установить лучший контроль при использовании «другой» руки;
играйте с мячом. Даже самые простые игры с маленьким мячом улучшают мозг и взаимодействие между разными отделами мозга;
вяжите крючком или на спицах. Это очень хороший способ для тренировки тонкой моторики, безошибочных действий, бдительности и внимания;
ходите по неровным поверхностям. Это улучшает вестибулярную систему, развивает контроль равновесия и баланса. Мощенная булыжником дорога, загородные прогулки по пересеченной местности, подъем в горы — не нужно ограничиваться только ходьбой по асфальту.
Ранее педиатр рассказала о последствиях даже легкого омикрона у детей.