Больше двух недель в свердловских больницах не работают информационные системы. Если вы не смогли записаться на прием к врачу, получить электронную выписку для бюджетных лекарств или вам не приходят результаты ПЦР-тестов, причина именно в глобальном сбое. Всего в нашем регионе 178 медицинских организаций, и в каждой из них в последние несколько недель что-то не работало. Мы попытались разобраться, что произошло и почему это стало настоящим коллапсом в работе медиков.
— Помимо подъема заболеваемости ковидом у нас еще и упали все медицинские системы, это были адские недельки, да и до сих пор восстановили не всё, — рассказал врач из Екатеринбурга.
— Информационные технологии важны в любой сфере, ведь все читают эту статью с телефонов или компьютеров, планшетов? Мы получаем зарплату на карту, ее и рассчитывают с помощью информационных систем, — поделился источник в медицинских кругах. — Вся инфраструктура управляется системами, и человек зависим от них. Здравоохранение чувствительно и зависимо больше всех прочих, потому что оперативный обмен информацией очень важен. Поэтому обвал всех систем доставил гораздо больше проблем, чем можно себе представить. Бедные айтишники в больницах работали день и ночь последние недели.
Что за системы и на что это влияет
Все больницы в Свердловской области работают в медицинских информационных системах. Они нужны, чтобы сохранить данные о состоянии здоровья пациентов. В них есть всё: когда мы были на приеме и у какого врача, нужен ли нам больничный, какой диагноз поставили и чем лечили. Информационные системы — это защищенные способы передачи персональных данных.
Под каждую задачу у больниц есть своя программа. Например, РМИС помогает передать информацию на портал госуслуг, системой «Мир» пользуются в основном поликлиники, также есть системы для наблюдения за беременными, специальная программа для телеконсультаций, система экстренных извещений. Когда не работает какая-то одна система на протяжении дня, это немного усложняет жизнь врачам, но сбой в свердловских больницах был гораздо масштабнее.
Сотрудники жаловались, что не функционируют электронная почта, Региональная медицинская информационная система (РМИС), система «ПроМед» (преимущественно областные стационары), система «Мир» (бывшие муниципальные больницы и поликлиники), система экстренных оповещений и другие сервисы.
Когда начался сбой
Медики начали сообщать о первых сбоях 7 февраля. С того времени уже несколько раз пытались наладить работу. С 10 февраля все больницы региона заполняют гугл-таблицу, в которой для каждой системы отмечают, работает ли она или сбои до сих пор не устранены.
Больше всего проблем всё еще доставляют экстренные извещения — об этом рассказывают 87 больниц из 178, — а почта не работает у 69 клиник. Система «Мир» работает практически у всех, кто ею пользуется. Работа систем «ПроМед» и РМИС тоже налажена еще не везде.
Что говорят врачи
— Мы в стационаре используем систему ЕГИСЗ, заносим туда данные о ковидных пациентах. Она на ладан дышала с самого начала, особенно по утрам, когда медики всех стационаров разом заходили в нее, — рассказал врач одной из больниц Екатеринбурга. — Сейчас тоже есть проблемы, к вечеру система начинает работать. Данные о больных приходится вносить на дежурствах и по вечерам.
Заведующая одной из поликлиник подтвердила, что некоторые системы несколько недель работали гораздо хуже, чем обычно. Основная проблема была с телефонной линией 122.
— Программа «Мир», которой пользуются поликлиники, в принципе всегда подтупливает, — рассказала Е1.RU заведующая. — Но в последние недели в пиковые часы мы не могли открыть или закрыть больничные, это затягивалось по времени. У нас были проблемы с линией 122, нам либо вообще не передавали вызовы пациентов, либо вываливали их позже и все разом. К примеру, два дня тишина, а потом — бац — и тысяча вызовов. Конечно, нам было сложно, но просили никому это не рассказывать. Сейчас работа более-менее устаканивается.
— Есть специальная система — мониторинг деятельности медицинских учреждений, где размещаются все отчеты, это специальная защищенная сеть, — объяснил медицинский IT-специалист. — Но так как она была недоступна, а отчеты важны для управления всей системой здравоохранения, то у минздрава не оставалось выбора и выбрали гугл-таблицы, поэтому вся информация о работе систем сейчас в них.
В детской городской больнице № 8 до сих пор отмечают, что с линии 122 им не приходят уведомления на почту, не работает платформа для телемедицинских консультаций. Также дистанционные консультации с врачами недоступны и в ЦГБ № 7, сотрудники больницы в специальной гугл-таблице отмечают проблему работы линии 122.
В региональных медучреждениях отмечают гораздо больше проблем. Сотрудники Горноуральской районной поликлиники пишут, что с 14 февраля работа парализована. В Тавдинской ЦРБ говорят, что недоступны дистанционные консультации, система сбора данных о донорской крови, выписка льготных рецептов тоже не работает. В Сысертской ЦРБ сообщают, что не могут пользоваться системой лекарственного обеспечения населения. Сотрудники Североуральской ЦГБ передают, что у них срыв приема пациентов, в Новолялинской районной больнице 21 февраля не работал интернет — был «полный срыв приема пациентов и парализация работы».
Список можно продолжать, но в этом нет смысла. Сообщения о проблемах в работе говорят лишь о том, что за две недели сбоев починили еще далеко не всё. Мы направили официальный запрос в министерство цифрового развития и связи Свердловской области.
Ответ минцифры Свердловской области
— Произошел сбой в системе криптомаршрутизации, который на сегодняшний день устранен. Вышло из строя оборудование центрального узла сети. Специалисты полностью заменили его на новое с восстановлением настроек маршрутизации. На текущий момент ведется настройка маршрутов в локальных сетях администраторами больниц — при координации работы со стороны минцифры и минздрава Свердловской области. Устранение всех выявленных последствий сбоя ожидается в ближайшие дни.
В начале февраля call-центры стали регистрировать рекордное количество звонков, но информация с линии 122 порой не доходила до поликлиник. Вот памятка минздрава о том, когда пора звонить в скорую, а когда можно просто лечиться дома самостоятельно.