Больше недели назад федеральный Минздрав объявил, что теперь можно открывать больничные листы дистанционно. Об этом рассказал и губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев в своем Instagram.
После этого работать медикам стало только сложнее. Поток пациентов и вызовов не снизился — вместо этого на линию 122 и в call-центры поликлиник стали поступать вопросы от горожан: как же открыть больничный дистанционно. Спустя неделю свердловчане с признаками ОРВИ без подтвержденного коронавируса и без очного осмотра так и не могут получить больничный.
Разбираемся с врачами, представителями Минздрава и фонда социального страхования, почему новые правила не работают. Официальных ответов за всё это время E1.RU так никто и не дал, поэтому далее — информация от реальных работников этих ведомств, но под маской анонимов.
Первое, о чем можно подумать, — есть же официальный документ, на основе которого принято решение? Да, 4 февраля такой приказ действительно появился. Министерство здравоохранения РФ официально разрешило открывать больничные листы пациентам с признаками ОРВИ даже при отсутствии положительного ПЦР-теста на коронавирус.
Важный нюанс в документе: порядок проведения дистанционной консультации рекомендуется определить в регионах самостоятельно, то есть единых правил нет, допускаются телеконсультации, видеозвонки и аудиозвонки. Но пока в Свердловской области такой документ не принят, больничные не могут открывать дистанционно, без осмотра.
Почему до сих пор нет этого документа?
В попытках найти ответ на этот вопрос мы столкнулись с такими нюансами.
Врачи сказали, что выдавать больничный лист дистанционно неправильно, и вот почему. Во-первых, человек может назвать любые симптомы, и без очной консультации это проверить невозможно. Во-вторых, некоторые медики отметили, что без очного осмотра можно пропустить тревожные симптомы, например, развивающуюся пневмонию или обострение серьезных хронических заболеваний.
Проблема возникла и с оплатой листов нетрудоспособности. По информации источника в медицинских кругах, сначала у фонда социального страхования попросту не было обоснований для выплаты, но после выхода приказа Минздрава РФ вопрос решился. Документ опубликовали 5 февраля, а заявили о возможности открытия больничного дистанционно 3-го числа.
Чего не скажешь о врачах поликлиник: у них до сих пор нет документа регионального значения, на который можно опереться. В некоторых поликлиниках придумали, как выйти из ситуации: человеку говорят, что его заявку зафиксировали и в течение нескольких дней придут к нему на осмотр. Если у пациента не будет никаких симптомов — в выдаче больничного листа откажут, если признаки болезни есть — откроют больничный с того числа, когда пациент позвонил в поликлинику. Но это совершенно не разгрузило медиков поликлиник. Им приходится сначала фиксировать жалобы по телефону, а потом идти на осмотр.
Еще специалисты заметили, что новый приказ не отменяет защиты персональных данных, а также необходимости получения добровольного согласия на их обработку, с подписью пациента. При условии, что человек болеет, дистанционно подписать такое согласие он не сможет.
— Существуют специальные телемедицинские системы, защита данных в которых соответствует всем ГОСТам, но они очень дорогие, и Минздрав не собирается их покупать, — рассказал нам источник в медицинских кругах. — Вместо этого в ведомстве заявили, что разработают специальное приложение для консультаций, но это нереально сделать на коленке и быстро. Они говорят о том, о чем даже не имеют представления.
«Никто не хочет брать на себя ответственность, слишком много проблем с этим приказом»
— В Минздраве ходят разговоры, что документ уже написан, но вот технической возможности проводить телемедицинские консультации в нашей области до сих пор нет. И пока решения этой проблемы тоже, — сообщил источник.
Редакция E1.RU ждет ответа оперативного штаба больше недели. Когда он придет, мы обязательно его опубликуем.
Ранее мы уже обсуждали с медиками историю с открытием больничных без осмотра врача. Наш журналист Ирина Шутько открыла больничный, не вставая с дивана, но у нее на руках при этом уже был положительный тест на COVID-19.