В Екатеринбурге поставили на ноги мальчика с тяжелой патологией. Он был парализован, но благодаря реабилитации и лечению сейчас танцует брейк-данс, может подтянуться больше 20 раз и отжаться 100 раз. Рассказываем историю 13-летнего Азама.
— Я помню, как Азамчика папа первый раз принес в школу на спине, точнее на закорках. Тот, как медвежонок коала, висел, обхватив шею. Так весь год и носил его, — рассказывает школьный преподаватель физкультуры Наталья Мухина.
Сейчас Азам Сохибов — пятиклассник в екатеринбургской школе № 17. Тут учатся ребята с ограниченными возможностями здоровья.
Мальчик родился в Душанбе, столице Таджикистана. Отец его в то время уже несколько лет как был гражданином России и работал в Екатеринбурге, но семью перевозить не решался, поэтому жил на две страны, постоянно возвращаясь к жене и детям: у него две дочери и два сына.
Азам — младший. Родился он здоровым, но в год и семь месяцев заболел. Внезапно поднялась высокая температура, тошнило. По первым признакам это было похоже на ОРВИ или кишечную инфекцию, но всё оказалось страшнее: врачи диагностировали полиомиелит. Это опасное инфекционное вирусное заболевание, которое поражает нервную систему. Осложнения очень тяжелые: инвалидность, параличи, часто бывают смертельные исходы. К счастью, случаи полиомиелита в развитых странах бывают редко: болезнь удалось победить благодаря вакцине. У нас в стране детей до года прививают трижды. В среднеазиатских республиках бывшего СССР случаются вспышки этого заболевания, часто вирус попадает из ближайших стран — Афганистана и Пакистана.
В Таджикистане есть обязательная вакцинация детей до пяти лет. Видимо, на тот момент Азаму еще не успели сделать прививку. Болезнь дала тяжелые осложнения, мальчика парализовало. На ноги он все-таки встал и даже научился делать несколько шагов с поддержкой, но ходить самостоятельно не мог: тело совсем не слушалось.
В таком состоянии мальчика и принесли в школу. В тот момент вся семья уже переехала на Урал. Так как сам отец Насимджон почти десять лет был гражданином России, его родные тоже получили гражданство без особых трудностей. Папа отправил детей учиться, при этом Азам в первом классе русского почти не знал.
С тех пор прошло шесть лет. Сейчас он один из успешных учеников, гордость школы. Внешне это крепкий, здоровый парень, лишь при ходьбе прихрамывает.
Несколько лет он занимался в школе танцами, брейк-дансом. Вместе со школьной командой объездил всю страну, тренировки и реабилитация восстановили его координацию. Теперь кажется чудом, что мальчик, который едва держался на ногах, освоил сложные акробатические трюки. Мы беседуем с Азамом в школьном спортзале. Он рассказывает о своих планах на жизнь. Вспоминает, как в прошлом году в школу пришел тренер команды по следж-хоккею (аналог хоккея с шайбой для людей с ограниченными возможностями, играется на санях. — Прим. ред.).
Гость рассказал про этот вид спорта, пригласил на тренировку. Несколько ребят заинтересовались, приехали, но по-настоящему загорелся только Азам. Он остался в команде и начал тренироваться. Всё оборудование ребятам выдают бесплатно, его закупили спонсоры. Тренировки на льду в «Экспо» начинались в полседьмого утра. Парень вставал в пять часов, в 05:30 выезжал на тренировку, так что папе приходилось заказывать такси: по-другому было никак не доехать. На всех тренировках и выездных играх его сопровождает брат.
— Я по характеру нападающий, так считает тренер, поэтому и играю в атаке. Когда я на льду, кажется, что я могу всё, даже летать, — говорит нам Азам. У него сейчас свободная и чистая русская речь. Читает, учит стихи, пишет сочинения. Говоря про Пушкина, никогда не называет его просто по фамилии и уважительно добавляет полное имя: Александр Сергеевич.
Отец работает продавцом в торговом павильоне, в основном он один содержит всю семью. Мама занимается домом, старшему брату 19 лет, он подрабатывает грузчиком, учится в автошколе. Он тоже спортсмен, занимается смешанными единоборствами. Азам говорит, что уважает любой труд, но не хочет быть ни продавцом, ни водителем.
— Моя мечта, цель — попасть в Паралимпийскую сборную России. Знаю, что профессиональный спорт — это тяжело, но если буду тренироваться, стараться, то всё получится, — говорит парень. — В следующем году мне будет 14 лет, уже могут взять в молодежку. Папа говорит, что главное сейчас — это учеба, хотя спорт он тоже уважает. Сам спортсмен, бегает, занимается на турнике.
Чудесных исцелений не бывает
Случай Азама комментирует его преподаватель физкультуры Наталья Мухина.
— Никаких чудесных исцелений не бывает. Патология никуда не делась, на длинных дистанциях он пока устает. Но Азам — сам мастер своей жизни, — отмечает Наталья. — То, что как он сейчас наработал выносливость, это его заслуга. Мы вкладываемся во всех наших детей, чтобы адаптировать их к обычной жизни.
«Побочный» эффект реабилитации — успехи в математике
Директор школы № 17 Марк Ицкович — психотерапевт, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой коррекционной педагогики и психологии УрФУ. По его словам, реабилитация проходила долго и трудно.
— Когда начали заниматься ЛФК и применять методики, рекомендованные лечащим врачом, оказалось, что они хороши, но этого было недостаточно, — рассказывает он. — То есть у ребенка не работали нервно-мышечные связи, которые отвечали за координацию в мозгу. Мы пригласили дефектолога и нейропсихолога. Они провели комплексную диагностику, выявили, что нарушена координация моторной зоны головного мозга, связанного с мозжечком. Это не позволяло начать реабилитацию.
Директор школы рассказал нам, что вместе они создали комплексную программу: нейропсихологические реабилитационные упражнения.
— Специалисты ЛФК подобрали упражнения на равновесие для активизации работы мозжечка, а невролог подобрал нужные препараты, которые помогают вырабатываться нервным связям, — поясняет Марк Ицкович. — Процесс пошел, но в этот момент мы поняли, что нужна проработка ритмических движений. Наш музыкальный руководитель по специальности также дефектолог.
Также с парнем занимались на барабанах, на ксилофоне, потом подключили занятия танцами.
— Это оказалось решающим моментом: вместе с моторной зоной включились слуховые зоны, — говорит директор школы. — Образовались новые нервные связи между моторной зоной, мозжечком и слуховым зонами. Интересно, что побочным эффектом, если это можно так назвать, было то, что Азам стал очень хорошо решать геометрические задачи. То есть у него выстроилась схема тела и он начал отражать геометрические отношения. Координация настолько развилась, что он начал танцевать брейк-данс и вставать на ноги.
Прочитайте еще одну хорошую историю про реабилитацию. У 48-летнего жителя Екатеринбурга после COVID-19 развилось редкое и опасное для жизни осложнение, с параличами и невозможностью дышать самостоятельно. К счастью, всё закончилось хорошо: парализованный уралец ушел из клиники на своих ногах. Сейчас он уже вышел на работу и вернулся к прежней жизни.