В ковидном отделении городской больницы Каменска-Уральского из окна выпал 84-летний пациент. Через несколько дней он умер от полученных травм. Родные предполагают, что из-за слабого зрения и интоксикации мужчина просто принял оконный проем в коридоре за дверь в туалет. При этом никто его не остановил и не подсказал, куда нужно было идти.
Леониду Михайловичу стало плохо прямо в Рождество, 7 января.
— В тот день мы с женой приехали навестить родителей, они живут в частном доме, — рассказывает сын погибшего Юрий. — Еще днем папа чувствовал себя нормально. Чистил двор от снега, что-то делал по хозяйству. Потом вдруг пожаловался, что устал и плохо себя чувствует. Прилег отдохнуть, мама дала ему парацетамол. Вернулись домой, звонит мама: отец задыхается, температура поднялась до 39. То есть буквально за три часа всё изменилось — от небольшого недомогания до резкого ухудшения.
Сын приехал к родителям одновременно со скорой. Сатурация показала 82% содержания кислорода в крови. До машины скорой Юрий донес папу на руках.
В больнице томограф подтвердил пневмонию, хотя поражение было некритичным (КТ-1, означает небольшую степень поражения), но с учетом возраста и состояния медики приняли решение, что Леониду Михайловичу нужна госпитализация.
— Я передал папе телефон для связи. Вечером позвонил ему, взял трубку сосед по палате, сказал, что папа спит, отдыхает, — говорит сын пенсионера.
А на следующий день Юрию сообщили, что его отец выпал из окна третьего этажа. Травмы были тяжелые: переломы двух бедер и двух позвонков, сломаны ребра. Нашли Леонида Михайловича прохожие, которые относили свои передачи в больницу. Они прибежали в приемное отделение, позвали на помощь.
Пострадавшего отвезли в отделение травматологии, сделали операцию, но спасти не смогли. Через пять дней Леонид Михайлович умер.
— Мы пришли на прием в больницу на следующий день после падения, когда отец был еще жив, — говорит Юрий. — Меня начали убеждать: «Да он у вас суицидник!» Говорили, что медсестры всегда следят за пожилыми пациентами, провожают до туалета, но тут не смогли удержать его. Никаких суицидальных настроений у отца никогда не было.
По словам мужчины, его отец в свои 84 года был активен, всё делал сам по хозяйству, ухаживал за курами, копал сам огород, пилил, чистил снег, постоянно был занят. Телевизор тоже смотрел с удовольствием, за всеми программами следил.
— Ну какой суицид! Я уверен, что никто его не провожал. Скорее всего, из-за плохого зрения (папа на один глаз был полностью незрячим) и плохого самочувствия он просто перепутал дверь с окном, — считает сын. — Внутри, в отделении я не был, на третий этаж меня не пустили. С улицы видно, что это высокие окна — возможно, без подоконника. Точно сказать не могу. На втором этаже нижняя половина окна перегорожена решеткой, а на третьем никакого ограждения нет.
Юрий говорит, что сейчас готовит обращение в прокуратуру и в Минздрав, чтобы они провели проверку и выяснили все обстоятельства того, что случилось.
— Большие вопросы к тому, как осуществлялся контроль за пациентами, была ли на посту в отделении медсестра, — говорит юрист из Каменска-Уральского Юлия Майорова, к которой обратились родные погибшего. — Тем более что ковид (результат теста, кстати, оказался отрицательным, но нельзя исключать ошибку. — Прим. ред.), как и любое заболевание, связанное с недостатком кислорода, дает осложнения на психику и на когнитивные функции.
В городской больнице Каменска-Уральского воздержались от комментариев, объяснив, что не могут разглашать персональные данные пациентов.
«На фоне температуры может возникнуть психоз, галлюцинации»
Мы не раз с начала пандемии рассказывали про случаи, когда COVID-19 у заболевших сопровождался расстройством психики, депрессиями, потерей памяти и внимания.
Одна из трагедий случилась в Екатеринбурге: летчик, приехавший в город для повышения квалификации, попал в больницу с ковидной пневмонией, а через несколько дней сбежал оттуда. Спустя неделю пациента нашли мертвым — он получил множественные травмы, пока перелезал через забор с колючей проволокой. Предварительная версия следствия: у молодого человека развился психоз на фоне высокой температуры.
В Новосибирске за десять дней три пациента разных ковидных госпиталей покончили с собой. Никто из них прежде не состоял на учете у психиатра.
Кроме этого, ковид может сопровождаться полным нарушением когнитивных функций. Может развиваться деменция, притом что до болезни человек был активен, в здравом уме, нормально работал.
После нескольких трагических случаев мы подготовили материал, в котором специалисты объясняли это явление.
Психиатр из Екатеринбурга Георгий Амусин рассказывал, что еще задолго до пандемии он работал терапевтом в 40-й больнице, и уже тогда были случаи, когда у пациентов на фоне инфекционного заболевания развивалось психическое расстройство.
— Психозы могут возникнуть на фоне высокой температуры и инфекционных заболеваний, — объяснял Георгий Амусин. — Свое влияние на психику могут оказывать и препараты, которые применяются для лечения. На фоне температуры может возникнуть психоз, галлюцинации. Важно, чтобы современные врачи это знали, даже если это, казалось бы, не имеет отношения к их основной специальности. То, что сейчас происходит в больницах, — даже не конвейер, а поток. Там даже не каждый день врач может сделать обход, пообщаться с пациентом. Понимаем, что нагрузка очень высокая. Но такие состояния (психоз) могут развиваться на фоне вирусной инфекции очень быстро. Возможно, нужно проинформировать об этой опасности и средний персонал, который чаще контактирует с пациентами.
А фельдшер реанимационной бригады екатеринбургской скорой помощи рассказывала, как состояние интоксикации при пневмонии влияет на центральную нервную систему.
— Если говорить простыми словами, люди вдруг резко глупеют. Путаются, не могут ответить на вопросы, — рассказывала наша собеседница.
Прочитайте также результаты большого исследования о том, как коронавирус влияет на нервную систему людей (спойлер: под ударом — каждый пятый житель планеты).