Виктория Яблокова — реаниматолог бригады скорой помощи в Екатеринбурге. Врач в своем Instagram рассказала, как случайно чуть не заразилась ВИЧ от пациента через иглу. С согласия автора публикуем ее колонку.
Техника безопасности на рабочем месте — такая вещь, о которой много говорят, но далеко не всегда ей следуют. В медицине, конечно, вероятность упасть с высоты или подарить палец токарному станку невысокая, а вот схватить электрический разряд, выполнив дефибрилляцию пациенту в луже, или уколоться инфицированной иглой вполне возможно.
Это случилось в интернатуре по реанимации. Был обычный день, моей ежедневной обязанностью в отделении было взятие крови на анализ из бедренной артерии. Процедура несложная, но все-таки требует некоторой сноровки. Обычно она облегчалась тем, что большинство пациентов в реанимации находятся в коме и возразить болезненному уколу не могут, ковыряйся там сколько нужно. А тут попался молодой пациент после черепно-мозговой травмы, который уже пришел в себя и не успел перевестись в профильное отделение.
Лежал он себе спокойно, смотрел по сторонам, а тут я со своими шприцами. И хотя я объяснила ему, что буду делать, парень обещал не шевелиться и не дергаться, я немного нервничала. Нашла артерию с первого раза, в шприц хлынула алая кровь, я на радостях повернула голову к пациенту, чтобы сообщить, что всё успешно, по привычке надевая колпачок... И тут понимаю, что воткнула иглу прямо себе в палец.
«Моментально снимаю перчатки, выдавливаю кровь из пальца так, что он становится темно-фиолетовым, прикладываю спирт»
В карточке этого парня анализов на ВИЧ и гепатиты пока не было. Я бегом к нему, расспрашивать, он сказал, что, конечно, у него нет никаких «вичов». Я немного успокоилась, решила не разводить панику и никому не говорить — мало ли медицинских работников случайно укололись на работе.
Но вот на следующий день его анализ пришел. На лицевой стороне карты красным фломастером значилось: ВИЧ+. Внутри что-то противно сжалось, главным образом от страха и неизвестности — и немного от стеснения и стыда, что сама виновата, что не предприняла никаких действий сразу, что подставила заведующего. Пришлось всем рассказать и ехать в специальный центр вставать на учет.
На самом деле вероятность заразиться ВИЧ-инфекцией через укол достаточно маленькая — 0,3%, гепатитами В и С — чуть больше. При своевременном принятии антиретровирусной терапии риск еще снижается. Мне дали три препарата, сказали принимать месяц, но меня хватило только на две недели — настолько жуткие были побочки.
Инкубационный период ВИЧ-инфекции составляет от нескольких недель до четырех-пяти месяцев, в редких случаях — до одного года. Поэтому для снятия с учета приглашают cдавать анализы через месяц, три, шесть и через год. С тех событий прошло уже пять лет, всё хорошо, все анализы были отрицательными, а я уяснила на всю жизнь, как важно быть осторожной.
О том, как живут люди с ВИЧ в Екатеринбурге, мы рассказывали в специальном проекте. Читайте также истории уральцев, которые не скрывают свой статус. В интервью главврач Центра СПИДа объясняла, почему не все больные готовы принимать лечение.
Недавно Виктория Яблокова рассказывала, как во время спора в соцсетях ей предложили пойти работать вебкам-моделью, если ее не устраивает зарплата медика.