Только 47% пассажиров носят маски в общественном транспорте и делают это правильно. Об этом свидетельствует эксперимент E1.RU. Мы посчитали, сколько людей надели средства индивидуальной защиты в случайном вагоне метро Екатеринбурга.
С первого взгляда складывается ощущение, что больше 80% пассажиров в масках. Из 48 людей в вагоне 8 сидели с полностью открытым лицом, однако еще 16 человек были с приспущенной маской (что по эффективности защиты равно отсутствию маски), а двое закрывались шарфом или воротником. Только 23 человека на самом деле сидели в маске, полностью закрывающей дыхательные пути.
Врач, эксперт лабораторной диагностики Александр Соловьев рассказал, эффективны ли маски в снижении заболеваемости.
— Маска, которая не закрывает дыхательные пути (и нос, и рот), — это бесполезная вещь. Шарф на лице тоже совершенно не эффективен, — отметил врач. — В общественном транспорте при тесном контакте в забитых вагонах эффективность масок тоже снижается. Они конечно, защищают, но не в той степени, в которой необходимо, учитывая, что «дельта» — более агрессивный и заразный штамм. В идеале необходимо, чтобы все носили средства индивидуальной защиты и чтобы это были респираторы.
Медик отметил, что эффективность ношения масок в борьбе с распространением ковида доказана на практике.
— Не так давно в Южной Корее опубликовали интересное исследование. Использование только одних респираторов и масок приводит к снижению распространения коронавируса на 95%, а сочетание маски и социальной дистанции — до 98%. Маска — действенный инструмент влияния на эпидемию в мегаполисах, — считает Александр Соловьев.
Кроме того, эксперт объяснил, почему пассажиры общественного транспорта так легкомысленно относятся к ношению масок.
— В России очень яркое антимасочное отношение, вплоть до призывов: «Не дадим надеть на себя и детей намордники». В первую очередь неприятие связано с низкой осведомленностью о пользе масочного режима, — пояснил врач. — Второе — это диссонанс и неоднозначность в принятии ограничений. Власти говорят, что нельзя проводить крупные мероприятия, и тут же проходит «Ночь музыки», в регионе вводят QR-коды, но по ночам в заведения даже привитым нельзя ходить. Из-за противоречивости население не доверяет решениям.
Также эксперт подчеркнул, что предугадать, введут ли власти QR-коды в общественном транспорте в Свердловской области, практически невозможно.
— Татарстан, можно сказать, стал пилотной площадкой для введения QR-кодов в метро и автобусах, а в Ивановской области в то же время отменяют коды для доступа в ТРЦ. Как дальше будет развиваться — не предсказать, — считает Соловьев. — Значительная часть людей недовольны этими ограничениями, поэтому, возможно, к Новому году мы увидим некие послабления.
Эксперт напомнил, что QR-коды не гарантируют снижения заболеваемости в «чистых зонах». По мнению медика, в первую очередь эта мера побуждает людей к вакцинации.
Ранее заместитель губернатора Павел Креков заявил, что свердловское правительство не планирует вводить QR-коды в общественном транспорте.
Вы носите маски в общественных местах?
Неделю назад чиновники отчитались о рейде по проверке масочного режима в общественном транспорте. Силовики проверили 78 автобусов за два дня и выписали штрафы. Ранее уральские бизнесмены предложили распространить действие QR-кодов на общественный транспорт.
Юристы из Екатеринбурга пытались через суд оспорить введение QR-кодов, но их иск не удовлетворили.