E1.RU продолжает рубрику «Что меня бесит» о тех сторонах работы, которые скрыты от посторонних. Наш новый герой — хирург. Он честно рассказал о пациентах, которые лезут с советами, стесняются обнажаться перед врачом и дарят алкоголь в знак благодарности.
Пациенты-всезнайки и жертвы «Доктора Хауса»
Начнем с расхожего стереотипа о том, что хирурги — это врачи со сверхспособностями, чуть ли не супергерои. Мы просто очень долго учились и много работаем. Никто же не трепещет перед тем, как учитель выступает перед детьми, водитель автобуса каждый день развозит людей или пилоты поднимают тяжеленные махины в небо. Это не чудо, а просто навыки и знания, доступные каждому — ну, или почти каждому, кто захочет посвятить этому время и силы. Хотя могу сказать, что быть хирургом никогда не было просто — ни раньше, ни сейчас.
Некоторые пациенты, насмотревшись «Хауса» или других околомедицинских сериалов, принимают происходящее на экране за чистую монету, хотя это просто художественный вымысел ради хайпа и рейтингов.
Несколько лет назад у меня был пациент в последней стадии рака горла, его дни были сочтены. После того как он умер в больнице, мне пришлось сообщить эту новость его дочери. Я, конечно, видал всякие реакции, но эта женщина меня поразила. Она стала кричать на меня: почему мы не сделали прямой массаж сердца ее отцу, вскрыв грудную клетку, и не спасли его? Мы сделали для пациента всё, что было в наших силах, оставалось лишь развести руками. Потом, как мне сказали, она написала жалобу главврачу больницы и в Минздрав.
Другие «всезнающие» пациенты приходят и говорят, как мне их лечить. Причем прямым текстом: «Доктор, а давайте вы мне выпишете такие-то таблетки? Отправьте меня на обследования» (которые им вообще не нужны), или даже рассказывают, как проводить операцию.
«Ок, раз вы всё знаете, то что вы здесь делаете? Хотите, я дам вам скальпель? Будете резать вместо меня»
Смешные, честное слово. Начитаются «Википедии» и думают, что и вправду всё знают, а то, что у человека даже отпечатки пальцев индивидуальны, не говоря уже обо всем организме, в расчет не принимают. Врачи назначают обследования в зависимости от симптомов, возраста, пола. Однажды на меня пожаловалась 25-летняя женщина за то, что я не отправил ее на маммографию, хотя при ее жалобах эта процедура была совершенно не нужна. Встречаются и обратные ситуации, когда пациент не хочет сдавать даже необходимые анализы.
Есть и третий тип пациентов, которые, услышав серьезный диагноз, пытаются ухватиться за соломинку, отказываются от предложенного лечения и госпитализации, уходят в поисках панацеи к знахарям, травникам и прочим «чудодеям», которые обещают им исцеление без побочных эффектов. В итоге эти же люди всё равно попадают прямиком на операционный стол — правда, уже в гораздо более тяжелом положении, и приходится прилагать гораздо больше усилий, чтобы вытащить их с того света. Удается спасти, увы, не всех. Особенно часто такое встречается среди онкобольных.
Волшебная таблетка и бесполезные операции
Хирурги, как и все врачи, всегда хотят, чтобы пациенты были здоровы и скорее шли на поправку. Однако в некоторых случаях люди ведут себя так, словно им всё равно, будут они жить или нет, а их здоровье — это наша забота, и от них ничего не зависит. Приходят и говорят: «Доктор, спасите меня». Я им выписываю лекарства, рассказываю о плане лечения, а они смотрят на меня так, будто я обязан за них все эти процедуры делать. Они что, ожидают волшебную пилюлю, которую проглотят — и всё пройдет, и они снова станут молодыми, крепкими, здоровыми? Нет, так не бывает.
«Ваше здоровье — в ваших руках, а врачи лишь помогают избавиться от болезни, но не сделают это за вас»
Особенно часто я это наблюдал, когда работал в частной клинике. Приходит такой дорого одетый человек средних лет и говорит: «Доктор, у меня нет времени на все эти операции-перевязки-процедуры, дайте мне таблетку, и я ее выпью. Зря я, что ли, тут вам такие деньги плачу?»
После операции людям также важно следить за собой. Меня потрясают люди, которые страдают от ожирения, приходят на липосакцию или резекцию желудка, однако после операции продолжают в том же духе: сидячий образ жизни, плюшки-тортики-печеньки, пивко с чипсами и зажоры на ночь.
Была у меня пациентка с ожирением, к тому же она не особо занималась спортом и не следила за правильным питанием. Сделали операцию, она довольна, любуется собой, делает фоточки в инстаграме и ходит на шопинг. Через полгода приходит с жалобой: «Доктор, что делать? Я снова толстая» — и снова просит откачать жир. Объясняю, что это как минимум не полезно для организма, но разве она меня слушала?
Не скрывайте ничего от хирурга
Другие люди, наоборот, настолько боятся операции, что отказываются от хирургического вмешательства, даже когда оно жизненно необходимо. Вот совсем недавно был у меня пациент с аппендицитом. По всем жалобам и показателям анализов надо было действовать немедленно, делать лапароскопию. Однако, морщась от боли, он говорит: «Доктор, а может, не надо резать, а? Дадите мне таблеточку, и я на больничном недельку поваляюсь».
Есть еще те, кому я назначаю плановую операцию на конкретное время, а в ответ слышу: «Можно я через месяц/зимой приду, а то у меня дети/муж/работа/сад?» и так далее. Я понимаю, пациенты могут сказать, что, мол, я так настаиваю, потому что денег хочу заработать. Но какие деньги, когда прием и операция проходят в государственной больнице?
Для каждого врача, не только для хирургов, важен анамнез пациента. Каждый раз мы спрашиваем, пьет ли человек постоянно какие-то таблетки. Это не просто интерес — от этого зависит выбранная терапия. Если перед подготовкой к операции выясняется, что больной принимает лекарства от давления, сахаропонижающие или кроворазжижающие, это меняет программу лечения, а мы теряем время, потому что приходится делать дополнительные обследования. Это бесит.
Сегодня коллега-хирург сообщил о смерти 18-летнего пациента, в его анамнезе не были указаны серьезные диагнозы. Он ничего не сказал о перенесенных заболеваниях, однако спустя десять дней после операции произошло сгущение крови, что вызвало закупорку сосудов, питающих кишечник кровью. После этого кишечник начал гнить, пациента направили в реанимацию, но спасти его не смогли. Потом один из родственников упомянул, что такая же проблема была после операции и у дяди этого парня.
А еще вызывает некоторое недоумение стеснительность пациентов на осмотре. Особенно часто, когда у человека геморрой — и тут стесняются как мужчины, так и женщины. Однако врача вид обнаженных ягодиц и вашего «самого сокровенного» интересует только как объект для лечения — и ничего более.
Не дарите алкоголь — лучше дайте нормально поспать
Хирурги берут дежурства, операции часто идут одна за другой, поэтому я и многие мои коллеги привыкаем есть и спать там, где получится. Вздремнуть на кушетке для осмотра пациента — легко! Другой вариант — поставить два стула рядом, на один из них положить голову и вырубиться.
«Однажды после дежурства я отключился в лифте, пока спускался с четвертого на первый этаж»
Кстати, после успешно проведенных операций пациенты (к счастью, не все!) почему-то считают своим долгом отблагодарить доктора и тащат презенты. Как правило, это алкоголь, и у дарителей словно негласное соревнование: кто принесет бутылку покруче-подороже. Не надо этого делать, пожалуйста! Во-первых, не все хирурги, вопреки мифу, любят выпить, а во-вторых, потратьте лучше эти деньги на себя, на восстановление после операции, хороший санаторий. Да фруктов себе купите лучше, в конце концов.
Как-то был и приятный момент. Одна пациентка в знак благодарности написала мой портрет, хотя я ей не позировал, и подарила его мне через месяц после выписки. Однако по себе скажу: для меня лучшая благодарность — когда человек после операции возвращается к прежнему активному образу жизни, следит за здоровьем и не попадает снова к нам в больницу. Будьте здоровы!
Топ-10 ситуаций, которые бесят хирурга:
Когда пациенты верят «Доктору Хаусу» и другим медицинским сериалам.
Когда они рассказывают врачу, как их нужно лечить.
Когда с серьезной болезнью обращаются к шарлатанам.
Когда ждут, что врач их вылечит, а сами ничего делать не хотят.
Когда после липосакции возвращаются к нездоровому образу жизни.
Когда скрывают от хирурга опасные противопоказания.
Когда стесняются раздеваться перед врачами.
Когда срывают сроки плановой операции.
Когда приходится спать где попало.
Когда пациенты после выписки дарят алкоголь.
Согласны с автором?
В предыдущих сериях проекта «Что меня бесит» фармацевт рассказал о хитрых планах продаж, бригада скорой помощи пожаловалась на бабушек-притворщиц и паразитов на дороге, а стоматолог поделился историями про кусачих детей и родителей с камерами.
Также в нашем сериале вы можете узнать много любопытного об изнанке работы полицейского, кондуктора, водителя трамвая, стриптизерши и многих других.