Ковидные каникулы подходят к концу. Но с нами остаются QR-коды. Эпидемиолог оценил эффект от этих мер, введенных в Свердловской области. Он раскритиковал «вольнолюбивых уральцев». Спойлер: по мнению уральского эпидемиолога, недели такого мягкого локдауна мало.
Как подсчитывают эффект от ковидных каникул
— Сейчас идет расчет динамики заболеваемости, наметилась тенденция к снижению заболеваемости. Смотрим индекс Rt (сколько заражает один заболевший). Но за этот короткий промежуток можно не увидеть эффект от ковидных каникул. Инкубационный период в ряде случаев достигает двух недель, — говорит эпидемиолог.
«Эффект мы сможем увидеть только через две недели»
Также эпидемиологи следят за частотой госпитализации. Если всё будет развиваться по положительному сценарию, количество летальности через месяц уменьшится.
— Индекс Rt стал на единицу меньше. Также должна снизиться доля людей госпитализированных. А потом уже, спустя какое-то время, мы должны увидеть снижение летальности. Может, через месяц, — объяснил эпидемиолог. — Сколько людей нуждается в госпитализации — это один из показателей тяжести. Госпитализируются у нас среднетяжелые и тяжелые пациенты с коронавирусом. В идеале мы должны увидеть, что либо мы выровнялись по ежедневной заболеваемости, либо появилась тенденция к снижению.
Хватит ли QR-кодов и недельных каникул
— Одной недели такого локдауна, скорее всего, будет недостаточно. Две недели было бы лучше — это интервал, равный инкубационному периоду. Нужны более целенаправленные мероприятия, чтобы было большее разобщение населения. Первоначальная задача властей сейчас — снизить нагрузку на здравоохранение. Потому что больницы задыхаются.
Введение QR-кодов и ковидные каникулы — это только одна из мер. И она не может считаться достаточной, считает эпидемиолог.
«Ковидных каникул недостаточно. Надо продолжать вакцинацию, соблюдать социальную дистанцию, носить маски, быстро выявлять и госпитализировать больных»
— Необходимо и социальное дистанцирование, и вакцинация, и QR-коды, всё вместе. Тогда будет эффект. Бывает сложно подсчитать, какое мероприятие было решающим. Мы оцениваем их в комплексе. Нужно делать всё одновременно и целенаправленно. А у нас что-то одно — либо маску наденут, либо прививку сделают. И ждут потрясающего эффекта, — сетует эпидемиолог.
На Урале, в отличие от Москвы, никто не контролирует передвижение заболевших и тех, кто с ними контактировал. Это одна из проблем.
— Я смотрю по опыту Москвы — там всё просто. Если человек попадает в контакт и заболевает, у него просто блокируется карта москвича, проездной, и он никуда не может ехать. На телефон приходит оповещение. Автоматически выдается больничный, — отмечает эксперт. — Если он из квартиры с телефоном выйдет, придет сигнал, что он вышел из своей квартиры. И штраф. У нас такого еще нет, нет программного обеспечения.
«Уральцы вольнолюбивые — куда хотят, туда и идут. В центре еще всё сурово, а на Уралмаше уже всё по-домашнему»
Чем жестче противоэпидемиологические мероприятия, тем сильнее эффект от них, уверен эксперт.
— Инфекция не прощает таких вещей. Но населению тяжело все эти мероприятия воспринимать. Все их воспринимают как ограничение свободы. А на самом деле мы боремся за право выжить, а не за право сходить в рестораны или в ТЦ. Акценты сместились не в ту стороны. Если мы все вместе будем бороться за право выжить, мы будем более осознано и мероприятия проводить. Чем жестче мероприятия — тем сильнее эффект.
Свердловская область продолжает ежедневно бить антирекорды по заболеваемости. Прочитайте мнение профессора о том, почему эта пандемия продлится еще долго. Мы публиковали данные о том, где в регионе болеют больше всего. И рассказывали о торговцах липовыми справками о вакцинации.