Врачи Свердловской областной клинической больницы № 1 прооперировали 24-летнего жителя села Байкалова. У мужчины из-за зуба с кариесом развились гнойный синусит (воспаление слизистой оболочки придаточных пазух носа), поднадкостничный абсцесс (ограниченное гнойное воспаление тканей) верхнего края глазницы и абсцесс мозга (очаговое скопление гноя в полости черепа).
Причем зуб молодого человека даже не беспокоил — просто однажды у него сильно разболелась голова и отек левый глаз. Уралец обратился в местную больницу, затем его перевезли в Екатеринбург, и уже здесь врачи обнаружили причину боли. Пациента сразу направили на операцию, которая длилась 3,5 часа. В ней участвовали три бригады.
Как рассказали в пресс-службе СОКБ № 1, на первом этапе заведующая отделением оториноларингологии и челюстно-лицевой хирургии Ольга Салий и челюстно-лицевой хирург Дмитрий Евдокимов удалили зуб, вскрыли и под эндовидеоскопическим контролем дренировали гайморову пазуху, клетки решетчатой кости, отделяющей носовую полость от полости черепа, и лобную пазуху, откуда инфекционный процесс перешел в орбиту.
«За двадцать с лишним лет я впервые столкнулась с тем, чтобы у пациента одновременно развились и офтальмологическое, и нейрохирургическое осложнения»
Затем, ознакомившись с результатами МРТ и КТ, врачи первого офтальмологического отделения вскрыли надкостницу (соединительную пластинку, которой выстелена внутренняя поверхность стенок глазницы) над левым глазом и установили дренажи вглубь орбиты, где скопился гной. Кроме того, они сделали разрез и под глазом, куда тоже поставили дренаж, так как у пациента был отек ретроорбитальной клетчатки.
— Главное, что нам удалось сохранить пациенту зрение. Ведь обычно при «классической» флегмоне (остром разлитом гнойном воспалении) орбиты с поражением ретроорбитальной клетчатки велика вероятность токсической атрофии зрительного нерва. А этот пациент, я считаю, вообще в рубашке родился, — подчеркнул завотделением офтальмологии № 1 Андрей Гринев, которому в ходе второго этапа операции ассистировал врач Дмитрий Титов.
Нейрохирургический этап под руководством старшего коллеги Андрея Мирошниченко выполнила молодая врач Любовь Иванникова. Сделав разрез и просверлив отверстие в лобной кости черепа, она вскрыла оболочку мозга, удалила скопившееся гнойное содержимое и зашила рану.
Через несколько дней офтальмологам пришлось провести еще одну операцию, так как у пациента образовалась флегмона верхнего века, ее вскрыли и дренировали. После этого мужчина пошел на поправку, через две недели его выписали.
— Вообще так называемые риногенные (вызванные распространением инфекции из околоносовых пазух) абсцессы мозга описаны в литературе. И периодически мы выполняем подобные вмешательства. Но такого, чтобы гнойный процесс перешел от зуба в пазуху, а потом в мозг, да еще и на орбиту, в моей практике тоже не встречалось, — сказал нейрохирург Андрей Мирошниченко. — И в том, что пациенту удалось вылечиться от столь серьезного заболевания, помимо бесспорной заслуги врачей, конечно, сыграли свою роль и его возраст, и иммунитет, и в какой-то степени элемент везения. А также то, что были вовремя осуществлены маршрутизация и диагностика.
В августе мы рассказывали, как онкологи спасли мужчину с большой опухолью в груди. А в прошлом году врачи сделали две сложные операции беременной женщине с инсультом.