Наталья Горшкова — первый в Свердловской области диетолог для онкобольных. Она помогает пациентам, организмы которых истощены после химиотерапии, найти силы для дальнейшего лечения.
А в свободное время Наталья тренирует спортсменов-любителей и реабилитирует пациентов после травм. Она — чемпионка по бодибилдингу. Но эффектная внешность и фигура, оказывается, не всегда идут работе на пользу. Диетологу приходится своим примером доказывать, что врач может быть умным и красивым одновременно. Рассказываем, как ей это удается.
Наталья Горшкова — врач-диетолог, врач ЛФК, спортивный врач. Стаж работы — 6 лет. В 2015 году окончила факультет педиатрии в Уральском государственном медицинском университете, затем — интернатуру по этой же специальности. В 2016 году прошла повышение квалификации по направлению «спортивная медицина», а в 2018 году — по профилю «диетология». Параллельно в 2017 году трижды стала бронзовой призеркой в категории фитнес-бикини в УрФО, Омске и Тюмени.
Мечтала стать педиатром, а попала в онкоцентр
— Наталья, почему вы пошли в медицину?
— Еще в детстве я поняла, что хочу быть только врачом. Поступила в школу с медицинским уклоном, углубленно учила биологию, химию. Затем пошла на педиатрический факультет медакадемии, думала, буду работать с детьми. К тому же в педиатрии было больше путей развития.
— Но после учебы вы на время оставили врачебное дело. Почему?
— В то время я увлекалась фитнесом, начала работать тренером и выступать на соревнованиях по бодибилдингу в категории фитнес-бикини. Путь был непростой, но успешный. Несколько раз я стала бронзовой чемпионкой УрФО.
На протяжении двух лет я выступала и параллельно училась спортивной медицине, лечебной физкультуре и диетологии. Когда стала тренером, я поняла, что хочу не только профилактировать заболевания, но и лечить их. Реабилитация сейчас нужна почти каждому, даже здоровому человеку, поэтому и вернулась в медицину.
— Как вы попали в онкоцентр?
— В онкоцентр понадобился клинический диетолог для работы с пациентами, которые лечатся на амбулаторном этапе. Мне показалось это интересным. Поэтому теперь я веду амбулаторный прием в онкоцентре и работаю в кинезиоцентре спортивным врачом.
Люди приходят разные, и я могу по необходимости проконсультировать их не только по питанию, но и по физнагрузкам, потому что это основа здорового образа жизни, и одно без другого не работает.
«Можно быть красивым и неглупым врачом»
— Сложно начинать карьеру молодому врачу?
— Мне по жизни приходится что-то доказывать. В детстве у меня был почерк с наклоном в обратную сторону, и учителя часто ставили двойку, потому что не могли разобрать его. В институте я постоянно доказывала, что можно быть красивым и неглупым врачом: попадала в ту категорию студентов, к которым всё время придирались. Причем не за знания, а за какие-то мелочи, которые, на мой взгляд, вообще не имеют никакого значения.
Когда я устроилась в кинезиоцентр после перерыва в медицине, мне сложно было перебороть себя, потому что четыре года не было клинического опыта, а нужно было сесть на прием пациентов. Да и знания сначала были поверхностные. Главный врач мне очень помогла адаптироваться.
— А что было самым сложным на старте?
— Было сложно научиться общаться с пациентами. Был ступор: а с чего начинать прием? Это не тренажерный зал, где говоришь «привет», здесь нужно показать свои знания.
«К тому же люди приходят к молодому специалисту с недоверием. Иногда даже спрашивали: а вы что, врач?»
Сначала меня это задевало, а потом привыкла и стала относиться проще.
— Пациенты с онкодиагнозом как-то отличаются от других?
— Это абсолютно другие пациенты. Главная проблема не в том, что у них серьезное заболевание и из-за этого особенное лечение, а в том, что они из-за него не хотят есть. Опухоль в процессе роста выделяет вещества, которые снижают аппетит. Поэтому, как правило, люди приходят очень худые.
И первое, что я слышу: «Я не хочу и не могу есть». Сначала объясняю, в чём важность питания, а потом мы обсуждаем продукты, которыми можно питаться. Третий этап — назначение лечебного питания.
— Как пациенты попадают к вам?
—По направлению от лечащего онколога. Нутритивная недостаточность есть у всех онкологических пациентов, но в первую очередь у пациентов с заболеваниями головы и шеи, желудка, кишечника. Если человек потерял более 10% от привычной массы тела за месяц, его сразу направляют ко мне. Также врачи обращают внимание на клинические показатели крови — альбумин, общий белок, лимфоциты.
— Все ли откликаются на лечение?
— Люди совершенно разные, некоторые сами хотят лечиться и понимают, что им необходимо хорошо питаться, я вижу в них заинтересованность, и это огромный плюс. Спрашивают, что нужно есть, чтобы поддержать состояние и эффект, как дополнительно помочь организму.
Другим приходится объяснять, что полноценное питание необходимо для прохождения дальнейшего противоопухолевого лечения (химиотерапии, лучевой терапии). Пациентам с недостаточностью веса могут отсрочить лечение, следовательно, они потеряют ценное время. Иммунная система не справится с лечением без специального сбалансированного питания.
Почему после химиотерапии сильно тошнит и пропадает аппетит?
— Говорят, что при химиотерапии пациентов сильно тошнит. Как тогда им есть?
— Это происходит из-за сильной интоксикации от препаратов, опухоль реагирует, и токсические вещества попадают в кровь.
«После химиотерапии пациентов тошнит, у них появляется диарея и выпадают волосы»
В этом случае могут помочь лечебные питательные смеси. Также я даю рекомендации питаться дробно маленькими порциями в определенное время. Тошнота, как правило, возникает в определенное время, например после еды. Я пытаюсь донести до пациентов, что питание — это такое же лекарство, как и получение химиотерапевтических препаратов.
— Почему люди резко худеют, если заболевают раком?
— Опухоль влияет на метаболические процессы, метаболизм ускоряется в два-три раза, такой симптом называется гиперметаболизм. Получается, им нужно больше есть, иначе вес продолжит снижаться.
Правда, что одни продукты провоцируют рак, а другие — спасают от него?
— Какие продукты снижают риск возникновения онкологических заболеваний?
— Нужно запомнить, что чем больше свежих фруктов, ягод и овощей, тем меньше риски. В основном в нашем питании присутствуют углеводы и трансжиры, следовательно, наш метаболизм замедляется. Продукты лучше не жарить, а варить, запекать, тушить, избегать копченых и маринованных продуктов. Нужно употреблять больше овощей, особенно крестоцветных. Это брокколи, белая и цветная капуста, редис, рукола. Также нужно есть помидоры. Снижают риск онкозаболеваний цитрусовые, вареный кофе (но в малых количествах).
— А вы можете себе позволить что-нибудь вкусное и вредное?
— Конечно! Я считаю, что всё полезно в меру.
«Лучше в день съесть дольку шоколадки или кусочек пиццы, чем раз в неделю смести со стола всё, что на нём находится»
Я веду активный образ жизни, и все съеденные калории расходуются в нужном направлении. Конечно, основу рациона составляют правильные продукты, но в течение дня, по желанию, могу угостить себя вкусняшкой. Я стараюсь не пропускать основные приемы пищи, везде ношу еду с собой, поэтому резкого голода в течение дня не испытываю. Когда нет времени перекусить, пью протеиновый коктейль или ем протеиновые батончики. Слежу за питьевым режимом, вода постоянно с собой.
— Могут ли наши привычки влиять на появление заболеваний?
— Наверное, мы неосознанно влияем вредными привычками: курение, алкоголь, малоподвижный образ жизни и несоблюдение питьевого режима, стресс. А также нарушение режима питания, когда человек поел утром, целый день не ел, и вечером съел много. Поэтому правильное питание и физнагрузки — источник полноценной здоровой жизни.
Любые болезни нужно профилактировать. И если что-то болит, не ждать, что пройдет само. Таких людей очень много. Да, порой нужно пройти несколько обследований, прежде чем пациент попадет к нужному специалисту. Поэтому чем раньше начать диагностику, тем быстрее можно начать правильное лечение.
Как оставаться здоровым?
— Все мы знаем, что надо правильно питаться, нельзя пить и курить, но, увы, не всегда соблюдаем эти правила. Как при таком образе жизни оставаться здоровым?
— В первую очередь это хотя бы в благоприятную погоду не ездить на автобусе, а ходить пешком, особенно на маленькие расстояния. Если есть велосипед, кататься на велосипеде. Даже если приехал с работы на машине, вечером выйти и погулять пешком. Обязательно пить чистую воду, люди пьют всё что угодно: кофе, компоты, соки, а нужно именно воду. К водному режиму нужно себя прямо приучать.
Затем обязательно следить за уровнем стресса. Если вы чувствуете напряжение, усталость, нужно уметь расслабляться, заниматься любимым делом, спортом. Основа отдыха — это сон, если поздно ложиться и рано вставать, накапливается усталость. Если режим сбит, нужно его нормализовать. И очень важно не пренебрегать медосмотрами, проходить диспансеризацию.
— Другое дело, что часто медосмотры проводят ради галочки, потому что врачам не хватает времени...
— Медосмотры могут быть разными, мы и сами это понимаем. Но как минимум по анализу крови, мочи и кала уже можно сделать вывод о состоянии здоровья. Врачи и сам пациент обратят внимание, если будут какие-то отклонения и скрытые маркеры. Вылечить можно всё, главное — вовремя выявить.
— Еще раз: в каком случае человеку нужно беспокоиться и бежать к врачу?
— Если снижается аппетит и резко снижается масса тела на протяжении нескольких месяцев.
— Каким должно быть лучшее лечение?
— Я хочу прийти к тому, чтобы лечить пациента не снаружи, а изнутри, прорабатывая все сферы его жизни и на клеточном уровне, и на уровне мозга. Это важно, потому что чаще всего пациенты приходят с проблемами в голове, с тревогами, беспокойствами, стрессами. Когда с человеком начинаешь разговаривать, понимаешь, что моноспециалист не поможет. В идеале нужно сформировать мультидисциплинарную бригаду, и мы уже в процессе. Да, у них тяжелое заболевание, им не повезло, но им нужна помощь специализированной бригады. Я считаю, что врачи не должны бояться делегировать что-то коллегам, так помощь пациенту будет оказана эффективно.
Мы часто пишем о медиках Екатеринбурга. Ранее мы рассказывали о медсестре, которая дерется на мечах, занимается дайвингом и пишет книги. А еще она пришла в медицину из инженерии, почитайте интервью с ней. А также интервью с патологоанатомом на шпильках.
Писали мы и о Полине Капустиной, враче педиатрической бригады скорой помощи. Двадцать лет назад она пришла в скорую вместе с отцом — врачом реанимационной бригады. Мы пообщались с доктором о ее профессиональном пути и о том, почему некоторые пациенты похожи на экстремистов.
Артур Симонян — анестезиолог-реаниматолог отделения анестезиологии и реанимации № 1 скорой помощи Екатеринбурга. Он рассказал нам о вызовах, которые запомнил на всю жизнь, о проблемах в здравоохранении и личных причинах работать в экстренной медицине.