Работа медицинского спецназа всегда остается за кадром. Главный врач Территориального центра медицины катастроф Виктор Попов рассказал E1.RU, кого спасают на вертолете, сколько стоит один час полета и сколько часов в среднем требуется на спасение пациента.
Кого спасают на вертолете
В Центре медицины катастроф рассказали, что летают на вызовы зачастую после того, как на месте пациента осмотрел кто-то из медиков, потому что полет — дорогое удовольствие. Если случается серьезное ДТП, сначала пациентов осматривают медики трассовой службы, и уже они принимают решение о вызове санитарного вертолета.
Конечно, бывают исключения, когда медики принимают решение лететь без осмотра — например, когда девушка сорвалась со скалы в Оленьих ручьях. Такой строгий подход к решению о вылете объясняется тем, что один час полета стоит 190 тысяч рублей, а отсчет полетного времени начинается, как только заводят винты. Один вызов длится не менее двух часов, время ожидания медиков на месте несчастного случая или больницы не считается летным временем.
— Когда люди говорят, что надо больше вертолетов, они не понимают, что всех вертолетами госпитализировать не надо, всё должно быть строго по показаниям, — объяснил главврач Виктор Попов. — В Западной Европе расчет такой: один санитарный вертолет примерно на один миллион населения. Мы близки к этому показателю.
Сколько стоит спасение
За шесть месяцев этого года вертолеты Центра медицины катастроф налетали 1363 часа, а в доковидное время за полгода — около 500. На конец августа число часов увеличилось до 1740.
Для примера вспомним одни из последних случаев спасения. Походника, у которого на перевале Дятлова резко ухудшилось состояние, эвакуировали 3,5 часа. Значит, спасение туриста обошлось свердловскому Минздраву в 665 тысяч рублей. В июне случилась жуткая авария в Лесном, шестеро погибли, девять человек пострадали. Тогда медикам санитарного десанта пришлось сделать четыре полета за пострадавшими, общее время полета — больше 11 часов. Региональный Минздрав заплатил за это более 2 миллионов рублей. Именно поэтому медики каждый раз тщательно взвешивают все за и против.
Как погода мешает спасению
Медики Центра медицины катастроф объяснили, что зимой летных дней мало, больше всего полетов летом. Не всегда врачи могут полететь, даже если их помощь необходима, возможности ограничены погодными условиями. Виктор Попов рассказал, в каком случае санитарный вертолет не может подняться в небо.
— Сильный порывистый ветер, низкая видимость, дождь, град, обледенение, туман: всё это может помешать полету, — объяснил главный врач. — Пограничная температура — около ноля, мы боимся обледенения винтов. Перед каждым полетом запрашиваем погоду у диспетчерского центра и летим, если нам дают разрешение, они всегда с нами на связи. Бывает так, что в какую-то часть области мы лететь можем, а в какой-то условия нелетные, потому что там стоит грозовой фронт. На согласование уходит не больше нескольких минут.
Ранее мы публиковали интервью с главным врачом Центра медицины катастроф. Виктор Попов рассказал E1.RU о создании санитарной службы, о чеченской войне и работе в период COVID-19, о возможном объединении со скорой помощью и о самых сложных случаях спасения.
Также читайте наш репортаж о работе Центра медицины катастроф Свердловской области.