Колумнист Е1.RU Александр Беляев уже второй год живет без ноги. Оказавшись в инвалидной коляске, он столкнулся с такими проблемами, о существовании которых даже не догадывался. По просьбе редакции он пишет колонки о том, как в Екатеринбурге живется человеку с ограниченными возможностями здоровья.
В прошлый раз Александр рассказал о подтасовках на соревнованиях инвалидов, а теперь поделился мыслями на тему самоиронии у людей с ограниченными возможностями.
Однажды я уже писал о том, можно ли шутить над инвалидами. Большинство читателей согласились с тем, что всё зависит от того, кто и как шутит. Восприятие шутки вообще зависит от того, настроены ли мозги слушающего на волну юмориста.
«Она была графиня и дети ее графинчики», — шутит Петросян, и я вижу, как зал ржет (иначе не скажешь) и аплодирует. «История России — борьба невежества с несправедливостью», — говорит Жванецкий, и надо включить мозг, чтобы понять шутку, а потом грустно улыбнуться.
В арсенале инвалида не так много способов добиться того, чтобы окружающие общались с тобой на равных. Все-таки в подсознании даже близких людей ползает червячок сомнения в твоей полноценности. Вот тут-то и выручит такое качество, как самоирония — не путать с самоуничижением.
«Умение посмеяться над собой показывает: я люблю себя целиком, со всеми недостатками, и советую вам поступать так же»
Поверьте, это действительно работает. Лучше принять свое несовершенство, тогда и общаться будет легче, и люди станут такого человека больше ценить и уважать. И вообще люди больше любят хохотливых. Способность искренне смеяться и шутить над собой, не зависеть от мнения окружающих и не ждать похвалы в свой адрес говорит о том, что человек психически здоров и уравновешен.
Но не стоит забывать том, что среди собеседников частенько оказываются люди, не блещущие тактом и интеллектом. Если, отправляясь из комнаты на кухню, замечу: «Я быстро, одна нога здесь, другая там», показав на стоящий в углу протез, то вряд ли обрадуюсь, если эту шутку начнут повторять на все лады.
Впрочем, окружающие могут обидеть совершенно нечаянно и переживать свою бестактность сильнее, чем обиженный. Я, например, до сих пор краснею, вспомнив, как еще в студенческие годы брякнул за праздничным столом в общаге: «Этими кислыми яблочками только косым глаза вправлять». И только после этого сообразил, что фрукты прислали из своего сада сидящему рядом Валере, обладавшему совершенно удивительным косоглазием.
Отличный пример адекватной самоиронии — выступление одного заикающегося студента. На защите диплома он сказал: «Вв-ся ин-нформация на сс-лайдах. Если я нн-ачну рр-ассказывать, мм-ы до утт-ра отт-сюда не вв-ыйдем». И защитился, кстати, на отлично.
«Самоирония — признак внутренней силы, особенно когда она превращается в защитный механизм»
Это чувство снижает риск нападения со стороны окружающих: бессмысленно указывать на недостатки человеку, который не просто их видит, но еще и смеется над ними.
Если человек может смеяться над собой, значит, он может принимать себя таким, каков он есть. Нет ничего ужасного в том, чтобы быть несовершенным. Именно недостатки делают человека человеком. Не стоит создавать идеальный образ перед окружающими — его не всегда можно поддерживать. Лучше принять свое несовершенство, тогда и общаться будет легче, и люди станут вас больше ценить и уважать.
Подчеркивание своих недостатков делает видимыми достоинства. Умение смеяться над собой свидетельствует о полноценном и глубоком знании самого себя.
Можно ли научиться самоиронии? Не знаю. Наверное, этим занимаются мозгоправы-психотерапевты. Но, думаю, можно обойтись и без них. Главное — научиться смотреть на себя со стороны. Роль нейтрального наблюдателя позволит понять, что вокруг всё не так уж и трагично и намного проще, как кажется. Меня, например, рассмешила такая неожиданно запрыгнувшая в голову мысль: «А все-таки как хорошо, что мне отрезали ногу в конце жизни, а не в самом начале необычайно бурной молодости».
А вы обладаете самоиронией?
Почитайте также другие колонки Александра Беляева. Он рассказывал об обязанностях социальных работников, услугами которых лучше никогда не пользоваться, а также о том, почему инвалиды не получают удобное жилье. В своих колонках он коснулся темы коронавируса и симуляции инвалидности.
Наш колумнист разбирал безумные правила льготной парковки машин, а еще делился впечатлениями от своего первого шага на протезе.