Вероника Соковнина из Екатеринбурга вот уже полтора года ждет пересадки легких. В июле она заявила о проблеме на всю страну, по ее словам, трансплантацию в России приостановили из-за отсутствия раствора для перевозки донорских легких. Ника привилась от коронавируса, первый компонент она поставила в марте, а второй в апреле. Сегодня у нее подтвердился COVID-19 и девушку перевели в «красную» зону.
Ника переехала в Москву, чтобы быть под наблюдением медиков из института Склифосовского. Диагноз «бронхоэктатическая болезнь легких» был у нее с детства. Несколько лет назад случилось обострение, девушка попала в больницу. Осложнение спровоцировало развитие болезни до такой стадии, что легкие стали попросту отказывать. Единственное спасение для екатеринбурженки — трансплантация легких.
— С ноября 2020 года все операции перестали проводиться, — рассказывала ранее Вероника. — И ковид тут ни при чем. Причина — отсутствие раствора для перевозки донорских легких — Perfadex Plus. У нас есть общий чат тех, кто находится в листе ожидания. Мы все были в курсе, когда, кому и какие операции проводились. Но в ноябре началось затишье. Стали узнавать у врачей. Нам объяснили, что пересадки остановлены из-за длительной регистрации препарата.
Несколько дней назад Веронике пришел ответ от департамента здравоохранения Москвы (есть в распоряжении редакции). В нем говорится, что за растворы для консервации донорских органов отвечает Московский координационный центр органного донорства. Там сообщили, что Perfadex снят с производства, а Perfadex Plus еще не полностью прошел процедуру регистрации:
— Для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям — трансплантации донорских легких группе пациентов, в том числе вам, департаментом здравоохранения города Москвы 21.07.2021 было направлено соответствующее обращение в Минздрав России для получения разрешения на ввоз в Российскую Федерацию не зарегистрированного в России раствора для перфузии и оценки жизнеспособности донорских органов Celsior (фирма-производитель Perfadex, Швеция).
В письме говорится, что при условии согласования Минздравом России департамент здравоохранения Москвы закупит и ввезет в страну необходимый раствор.
— Вчера депздрав Москвы сообщил мне в письме, что готовы документы на закупку раствора всем ребятам в листе ожидания Склифа, — рассказала Ника. — Их должен одобрить Минздрав. А сегодня у меня подтвердился ковид и меня срочно перевели из хирургии, где я обследовалась, в «красную» зону при Склифе. Еле дышу и очень страшно, ведь много наших ушло от ковида.
Мы запрашивали информацию у Минздрава России. Главный внештатный трансплантолог Минздрава России Сергей Готье сообщил, что коронавирус все-таки серьезно повлиял на ситуацию с трансплантацией.
— Замедление темпов трансплантации легких в 2020 и 2021 годах связано не с отсутствием препаратов для консервации донорских легких, а с частотой повреждения донорских легких вследствие перенесенного COVID-19, — рассказал Сергей Готье. — Несмотря на пандемию, программа по трансплантации легких в Национальном медицинском исследовательском центре имени академика Шумакова продолжает функционировать.
Мы вместе с врачами разбирались, что такое одышка и откуда она берется. Медики и ученые утверждают, что проблемы с легкими становятся одним из распространенных рисков осложнения после коронавируса. О том, как восстанавливать легкие после болезни, мы разговаривали с пульмонологом.