В США онкологическим пациентам ежегодно имплантируют 250 тысяч порт-систем, но в России их установка до сих пор зачастую игнорируется. Победившая рак екатеринбурженка Лариса Бузунова объясняет, зачем нужны такие «космические» устройства и как они работают.
Сегодня на своем примере лечения от рака расскажу, до чего дошел прогресс.
Имплантируемая порт-система. Даже представить не могла, что такое существует и возможно по полису ОМС.
Многие специалисты в больницах и сейчас смотрят на мой порт как на космический корабль: инопланетянка с вшитым чипом.
Что это такое?
Это маленький резервуар (титановая камера) и соединенный с ним катетер, который вводят в вену или артерию. Порт внедряют под кожу, инъекции делают специальной иглой.
Препараты химиотерапии вливают через порт, лекарство не «сжигает» вены, нет побочных эффектов и боли во время инъекций. Лекарства смешиваются сразу с большим объемом крови и снижают побочку от химиотерапии.
У меня проблема с венами, их просто не найти, поэтому стала искать информацию. Обсудила с лечащим врачом. Перед первой химией мне установили порт за 30 минут под местной анестезией, а на следующий день уже влили препараты.
Первые разработки порт-системы начались примерно в 1995 году в Америке. Сегодня это самый востребованный, конечно, после самих химиопрепаратов, продукт в системах онкологической помощи США и Европы.
Установка порта перед курсом химиотерапии — международный протокол, которому следуют профильные специалисты в большинстве западных стран, но почему-то он часто игнорируется у нас. И это тот редкий случай, когда не все упирается в дефицит финансирования: в 2017 году порт-системы были включены в программы госгарантий оказания медпомощи. В 2019 году ФФОМС увеличил объем компенсаций, что позволило больницам полностью покрывать расходы: тариф на установку порт-системы в дневном стационаре составляет около 27 тысяч, в круглосуточном — 34 тысячи, а в круглосуточном стационаре с дальнейшим прохождением химиотерапии в том же медучреждении — 65 тысяч рублей.
Тем не менее, если в США онкопациентам ежегодно имплантируют порядка 250 тысяч порт-систем, то в России — около 30 тысяч.
Порт и сейчас стоит у меня, никакого дискомфорта. Его не видно. Промываю один раз в 3–4 месяца в клинике за 800 рублей. Стоять он может до пяти лет.
Также Лариса Бузунова рассказывала о том, почему важно выявлять рак на ранних стадиях и как самостоятельно подготовиться к медицинскому профосмотру.
Все авторские колонки екатеринбурженки о победе над раком мы собираем в специальном разделе.