Бесплодие — уже давно проблема национального масштаба. До 20% семей не могут завести детей по состоянию здоровья, при этом многие до сих пор считают этот диагноз приговором.
В рамках новой федеральной программы, разработанной Минздравом РФ, проходит испытание новых клинических протоколов. Технологии, которые уже применяются в странах Европы, сейчас пытаются внедрить в России, чтобы помочь бездетным парам.
Мы поговорили с Надеждой Башмаковой, заведующей отделением вспомогательных репродуктивных технологий НИИ ОММ, о том, как за последнее время поменялась процедура ЭКО и какие проблемы сильнее всего мешают парам завести ребенка.
— Насколько остро стоит в России проблема бесплодия?
— Проблема бесплодия везде остро стоит. Статистика говорит, что у нас на разных территориях от 10 до 20 процентов — вот такой размах. Это зависит еще от того, на сколько высока выявляемость этой патологии. Многие живут с бесплодием и не идут к врачам, стесняются до сих пор. И это уже грозит национальной безопасности. Воспроизводство населения начинает серьезно страдать, поэтому надо обязательно в таких ситуациях технологию ЭКО развивать.
«Мы в Свердловской области за прошлый год потеряли почти 3000 родов. Если в целом в УрФО в 2013 году было 183 тысяч родов, то в этом — 127 тысяч»
То есть почти 50 тысяч родов в округе потеряно.
Посмотрите: такое трудное, ковидное время, а государство увеличивает квоты именно на ЭКО. Почему? Тем, кто бесплоден и хочет иметь детей, надо помогать, потому что это движение вперед. Это движение к новым рождениям. Они сегодня очень нужны при таких потерях населения.
— Какие в отделении появились новые технологии?
— Первая технология касается формирования прохождения яйцеклетки. Когда оплодотворенная яйцеклетка идет по трубе в матку, труба делает волнообразные движения, которые проталкивают яйцеклетку в матку. При процедуре ЭКО этих движений нет, и поэтому мы создаем такую микровибрацию с определенной частотой, которая искусственно делает эту форму продвижения. То есть приближаем процедуру к естественному процессу.
Вторая технология касается качества сперматозоидов. Сегодня оценивают сперматозоид по тому, как быстро он продвигается. Вот есть быстрые движения — всё хорошо, но когда присматриваются к головке плода, то могут обнаружить дефекты. Теперь есть специальная технология, которая позволяет в 6000 раз увеличить просмотр. С ее помощью можно отобрать сперматозоиды, лучшие по качеству не только продвижения, но и по морфологии, по строению головки и хвоста.
Есть еще протоколы для женщин со сниженным овариальным резервом. В таком случае мы применяем такую технологию: забираем кровь, выделяем плазму, вводим ее в полость матки перед переносом для того, чтобы плазма «приклеила» плодное яйцо к матке. Эти протоколы позволяют подобрать необходимую технологию индивидуально, для конкретной пары.
— Уже есть успехи с применением новых технологий?
— Конечно, вот была коллегия департамента здравоохранения Курганской области. Я их порадовала, что пациентка 46 лет с их территории смогла забеременеть в нашем отделении, и она уже находится на 20-й неделе беременности. Когда у нее наступила беременность, она позвонила и не поверила. Пошла в три организации перепроверять.
— Насколько высок сейчас спрос на ЭКО?
— Довольно высок, ведь технологии развиваются. Раньше женщины стеснялись сказать, что пошли на ЭКО или сказать мужу, что надо сдать сперму. Для них это было серьезное испытание. Сейчас жизнь показывает, что новые технологии позволяют в реальной ситуации решить проблему качественно и быстро. Раньше женщины и по пять лет лечили бесплодие. Теперь, если в течение одного года не наступает беременность при регулярной половой жизни, то вы имеете право обратиться напрямую в федеральное учреждение без очереди.
— На что стоит сейчас обратить внимание молодым людям, чтобы в будущем не иметь проблем с зачатием?
— Во-первых, есть оптимальный репродуктивный возраст. Природой так создано, чтобы женщина рожала в период от 20 до 30 лет. Раньше этот срок был еще меньше. Девушек выдавали замуж в 15, и они начинали с 15 рожать, но ситуация изменилась. Теперь нужно получить образование, как-то в жизни устроиться.
«Обычно женщина и мужчина готовы уже в 22–23 года. К сожалению, возраст первого рождения в России сдвинулся к 30 годам. В 2019 году он был 29 лет»
Второй фактор — это длительное применение контрацептивных препаратов. Начало половой жизни в нашем регионе наступает примерно с 16 лет, и, разумеется, нужно какое-то время предохраняться, чтобы не забеременеть. Но после длительного приема противозачаточных, в том числе гормональных, паре сложнее зачать ребенка. Подобные контрацептивы рассчитаны на то, что вы сначала родите, а потом будете их применять.
Третье — это сам образ жизни. Длительное сидение за рулем — это застой в органах малого таза. Отсутствие регулярного оргазма тоже сказывается. А всё почему? Потому что даже во время половой жизни думают о другом...
«Раньше думали, как забеременеть во время половой жизни, а сейчас — как кредит выплатить»
— Помимо тех, кто хочет завести ребенка, есть и те, кто готов в этом помочь — доноры. Что нужно сделать, чтобы стать донором спермы или яйцеклетки?
— Женщине-донору необходимо быть моложе 35 лет, и к этому моменту она должна родить как минимум одного здорового ребенка. Нерожавшие не могут быть донорами яйцеклеток. Затем надо пройти обследование, донор должна быть абсолютно здоровой. Мужчины тоже должны пройти обследование и иметь качественную сперму. Вопрос здоровья также касается и суррогатного материнства.
— Что вы думаете о процедуре заморозки яйцеклеток? Насколько она эффективна?
— Технология сама давно отработана, всё зависит от того, как она соблюдается. Сама заморозка достаточно несложная, а вот как яйцеклетки потом разморозятся — это другой вопрос. Со спермой проще. Она хорошо размораживается. Яйцеклеткам везет не всегда. Бывает, что они не полностью расправляются. Это зависит от качества материала и от того, как соблюдалась процедура. Разморозка происходит в специальном временном интервале, при специальной температуре в особой среде. Не всё зависит от человека.
Эти среды, как правило, импортные, а в прошлом году международные поставки задерживались на границе. Это сказывается на качестве. Нет ничего лучше естества, а то, что заморожено и восстановлено… Вам же хочется съесть рыбку свежую, а не ту, которую из морозильника вынули и разморозили?
— Возможно, вы слышали, что в Челябинске перепутали эмбрионы во время процедуры ЭКО, и ошибка была выявлена только после рождения малыша. Как избежать такой проблемы?
— Чтобы не допустить этого, нужно, чтобы была полная маркировка материала. Женщина с партнером зашли в клинику, и весь материал, который они сдают, должен быть промаркирован — сперма, яйцеклетки, кровь… Это довольно непростое удовольствие, и оно не широко применяется, но у нас в Екатеринбурге такую маркировку разработали, и она уже есть в ряде клиник. В этом случае не будет таких проблем. Но человеческий фактор, конечно, есть всегда. Вот летчики: всё умеют, самолет новый, а приходится садиться в кукурузном поле.
Также почитайте, что врачи НИИ ОММ говорят о влиянии движения чайлд-фри и мужского здоровья на бездетность в российских семьях. А еще нам провели экскурсию по старейшему роддому Екатеринбурга, в котором спасают самых тяжелых младенцев.