До 90% форм рака у человека связаны с воздействием окружающей среды. Можно сколько угодно заниматься спортом, но жизнь в большом городе перечеркнет все эти усилия.
Екатеринбурженка Лариса Бузунова продолжает делиться своим опытом «знакомства» с онкологией и объясняет, откуда берутся канцерогены и как им противостоять.
В прошлый раз мы поговорили о внутренних причинах возникновения рака, о том, как человек устроен. Сегодня — о внешних факторах.
Это канцерогены. Пока я не стала копаться в причинах появления рака, даже не задумывалась об этом.
Наш мозг не воспринимает это как опасность, потому что канцерогены окружают нас повсюду. Мы их не видим, не чувствуем. Накопление в организме идет годами.
Итак, что такое канцероген? Слово происходит от латинского cancer — «рак» и древнегреческого γεννάω — «рождаю». Это то, что вызывает рак.
Из Википедии: «Канцерогены — это факторы окружающей среды, воздействие которых на организм человека или животного повышает вероятность возникновения злокачественных опухолей. По оценкам онкологов, 80–90% всех форм рака у человека представляют собой результат действия таких факторов».
Механизм действия канцерогенов — сложный и многоэтапный процесс. Запускается не спонтанно. Канцерогены взламывают программу ДНК наших клеток, они начинают бесконтрольно делиться, создавая новообразования — опухоли. Страшно то, что это совершенно необратимые процессы.
«Каждая молекула токсичного вещества, попадая в организм, наносит непоправимый ущерб»
Раковая опухоль возникает не сразу после контакта с канцерогеном. Для ее образования должно пройти время, в течение которого повреждения ДНК клеток будут накапливаться и в конечном итоге приведут к сбоям. Это так называемый латентный период, средняя продолжительность которого — 15–20 лет.
Доказана прямая зависимость онкогенного эффекта от дозы и длительности воздействия канцерогенов. То есть чем больше и дольше канцероген будет поступать в организм, тем короче будет латентный период. И наоборот — снижение дозы канцерогенов и времени их действия замедлит процесс образования опухоли и сведет к минимуму вероятность ее появления.
То есть мы, действительно, то, что мы едим и чем дышим. И вот тут начинается самое неприятное.
1. В России к 2020 году планировали внедрить единую госсистему экологического мониторинга качества воздуха. Но не случилось. Разные ведомства собирают свои данные. Нет толковой аналитики, нет эффективной работы с загрязнениями.
2. В нашей стране два главных загрязнителя: промышленность и транспорт. 66 из 100 (!!!) самых загрязненных муниципалитетов находятся в Сибири и на Урале. А вот Москва лидирует по выхлопам от автомобилей. Там активно развивают общественный транспорт, но до чистоты воздуха еще очень далеко.
3. В 2019 году в атмосферу попало 22,7 млн тонн вредных веществ. Основным загрязнителем стал бензпирен.
Бензпирен, или бензоапирен, является результатом технического прогресса и следствием деятельности человека. Он загрязняет воздух, почву, воду и некоторые пищевые продукты. Это химическое соединение первого класса опасности, вызывающее онкологические заболевания, способное проникать в организм через кожу, органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, плаценту.
4. Сейчас я на своей шкуре прочувствовала, как жизненно необходимо городам, помимо работы с промышленными выбросами, развитие общественного транспорта, озеленение, адекватная система переработки мусора. И если в Европе активно разрабатывают и внедряют различные программы по этим темам, то в России пилотная программа «Чистый воздух» от 2018 года накрылась медным тазом. Даже мониторинг не смогли настроить.
В связи с этим очень забавно выглядит следующее: например, чиновник плюет на развитие общественного транспорта и ездит в комфортном авто с водителем, но дышим-то мы все одним воздухом, как ни крути. И копим внутри себя канцерогены, вдыхая выхлопы и поедая пищу с опасными добавками.
Такие вот неутешительные выводы.
Как ограничить действие канцерогенов? Все просто и сложно одновременно: необходимо ограничить их дозу и длительность воздействия.
По правде говоря, не знаю, что с этим всем делать. Мы живем в городах, тут больше возможностей для работы и самореализации. Еду на велосипеде по набережной реки в Москве вдоль пробки с автомобилями и дышу выхлопами. Так себе ЗОЖ.
Как постараться исключить продукты питания сомнительного происхождения и качества, если промышленные выбросы на Урале и Сибири огромны? Все это годами витает в воздухе, впитывается в почву.
Четыре правила борьбы с канцерогенами
Для себя решила так:
1. Следить тщательнее за тем, что ем.
2. Стараться придерживаться принципов здорового образа жизни. Именно хорошее физическое состояние помогло мне легко перенести лечение препаратами химиотерапии, сохранить высокое качество жизни при тяжелом лечении.
3. По возможности переехать в место с воздухом чище. Почаще выбираться в лес, на природу.
4. Ну и, конечно же, раз в год проходить обследование на рак, скрытые инфекции и другие патологии.
Как видите, без профилактических медосмотров нам никак не выиграть в этой лотерее. О них будет пост № 3.
Вы ведете здоровый образ жизни?
Почитайте интервью с главным врачом Свердловского онкоцентра о лечении рака на поздних стадиях и о том, как COVID-19 повлиял на пациентов с онкодиагнозом.
Также мы рассказывали, что уральцы умирают из-за попыток лечить рак народными средствами. Они едят мухоморы, пьют перекись и медвежью желчь.