В России официально объявили о начале третьей волны эпидемии коронавирусной инфекции. Эксперты отмечают, что ее спровоцировал индийский штамм, также называемый дельта-вариантом. Он более заразен и чаще приводит к госпитализации пациентов, чем предыдущие штаммы.
Врач, эксперт лабораторной диагностики Александр Соловьев проанализировал ситуацию в мире, в России и в Свердловской области, рассказал, чего нам ждать от «дельты», и дал важные советы о том, как каждый из нас может помочь избежать нового локдауна. Публикуем его колонку.
COVID-19: наперегонки с вирусом, или Как избежать локдауна
Первый регион в России — Бурятия — объявил о локдауне с 27 июня по 11 июля 2021 года. Большинство регионов отреагировало на угрозу усилением работы по вакцинации и контролю за соблюдением масочного режима, отменой крупных массовых мероприятий (многотысячных).
Достаточно ли этого для остановки распространения дельта-варианта коронавируса (впервые выявленного в Индии)? Опыт года пандемии, проанализированный в научных публикациях, позволяет утверждать, что недостаточно.
Коллективный иммунитет
В России утвердилась цель вакцинации: достичь коллективного иммунитета (у 60% населения).
Математический расчет необходимого уровня коллективного иммунитета прост: 1–1/R0, где R0 — базовое репродуктивное число. Весной 2020 года R0 был равен 2,5, и отсюда расчет 60%. Дельта-вариант вируса в два раза заразнее, R0 теперь 5, а значит, для достижения коллективного иммунитета нужно 80% невосприимчивых людей.
Процесс формирования коллективного иммунитета очень динамичен — уровень иммунитета меняется со временем, ослабевая у части людей, делая их восприимчивыми к инфекции. Достигнуть необходимого уровня защиты можно лишь двумя путями: переболев или получив вакцину. Со вторым мы не успеваем в гонке с вирусом, и вся текущая активность по усилению кампании по вакцинации даст результат через полтора-два месяца. Это тоже важно: нас ждет непростой осенне-зимний сезон.
Как же сейчас повлиять на ситуацию?
При разработке комплекса антиковидных мер важно помнить про три элемента:
1. Характеристика патогена (о дельта-варианте уже много написано), механизмы и пути передачи.
2. Реальная доля невосприимчивого населения.
3. Поведение людей — передача патогена зависима от поведения.
Цель любых антиковидных мер — уменьшить вероятность встречи инфицированных людей с восприимчивыми или частично восприимчивыми (после вакцинации; переболевшие более трех месяцев назад) и снизить эффективность контакта инфицированного человека с восприимчивым.
О чем важно помнить?
О том, что есть бессимптомные заболевшие, которые могут передавать вирус.
О том, что дети — активные участники эпидемического процесса.
О сокращении инкубационного периода — до двух-трех дней.
О значительном увеличении вирулентности (заразности) и трансмиссивности (передаваемости).
О возможности суперраспространения.
О том, что ведущим механизмом передачи является воздушно-капельный с образованием аэрозоля при дыхании, разговоре, крике, пении.
О том, что риску инфицирования подвергаются также люди после вакцинации (особенно после первой дозы вакцины) и переболевшие ранее ковидом.
Система тестирования, изоляции и быстрого отслеживания «контактных» с их самоизоляцией эффективно работает только при низких уровнях распространения инфекции. В текущих условиях на нее невозможно надеяться, так как не хватает ресурсов для реализации каждого из элементов этой системы.
По опыту Дании, скрининговое тестирование с использованием антигенных тестов (это тестирование людей без симптомов и «неконтактных») позволяет выявить 25% случаев, но при этом нужно выполнять гигантский объем тестов — эквивалентный 10% численности населения страны — ежедневно. Например, для Екатеринбурга это означает около 150 000 тестов ежедневно! На пике второй волны проводилось около 25 000 ежедневных тестирований, сейчас — около 10 000. Нереалистичная стратегия...
Тестирование методом ПЦР
Нагрузка на лабораторную службу резко возросла в последние две недели и увеличится еще сильнее. Новые антиковидные меры требуют регулярной сдачи ПЦР-тестов для тех, кто не вакцинирован, чтобы иметь доступ в общественные зоны (рестораны и т. д.). Люди, отправляющиеся на отдых и возвращающиеся назад, — еще одна группа потребления ПЦР-тестов. Сейчас, в период отпусков, при открытии туристических направлений внутри страны и зарубежных направлений это существенная нагрузка на лаборатории. Нужно ожидать скорой перегрузки лабораторий и удлинения сроков выдачи результатов ПЦР.
Система отслеживания «контактных»
В большинстве стран система давала сбой и при первой волне, и — тем более — при второй. Она требует значительного усиления ресурсов и внедрения ИТ-решений. Модельные расчеты показывают, что для эффективного воздействия на эпидемию нужно быстро изолировать заболевших, за 48 часов отследить 80% «контактных» и отправить их на карантин.
Как эта система работает в реальности, можно оценить на примере Великобритании: в то время как 76% людей намерены делиться контактами, только 50% людей правильно распознают симптомы COVID-19 и только 12% получают тест, 18% больных изолируют, и 11% контактов изолируются должным образом.
Самоизоляция по клиническим симптомам
Это требует серьезного изменения модели поведения не только населения в целом, но и медицинских работников.
С учетом последних данных об изменении клинических проявлений при инфицировании дельта-вариантом в самом начале заболевания, подозрительным на COVID-19 нужно воспринимать любой случай со следующими симптомами:
головная боль
боль или першение в горле
заложенность носа
насморк (ринорея)
нарушение стула (диарея)
слабость или повышенная утомляемость
мышечные боли
лихорадка
изменение обоняния или вкуса
кашель
Эффективная самоизоляция — это отдельный вопрос
Данные опроса в Великобритании демонстрируют, что лишь один из пяти человек может придерживаться протокола самоизоляции. При этом чем ниже уровень дохода человека, тем хуже соблюдается самоизоляция.
Важно реализовывать меры, которые повышают соблюдаемость карантина и самоизоляции: финансовая поддержка, бытовая поддержка (доставка продуктов, медикаментов, бытовых товаров, оказание социальных услуг — выгул собаки, вынос мусора и т. п.), социальная поддержка.
Люди должны иметь возможность изолироваться, не опасаясь существенного ущерба для работы, доходов, семьи.
Воздушно-капельный путь передачи с участием аэрозолей
В самом начале пандемии акцент на пресечение путей передачи вируса был сделан с опорой на предположение о том, что передача происходит преимущественно через крупные капли (при кашле, чихании) и через фомиты (предметы, контактирующие поверхности), а при оказании медицинской помощи — при аэрозольобразующих процедурах (ИВЛ и т. п.). Это привело к гигиеническому театру — мы все стали свидетелями самых разнообразных мер.
За прошедший год ученые провели огромное количество научных экспериментов, исследований, и часть мер не доказала своей эффективности. Например, несколько исследований продемонстрировали неэффективность использования пластиковых барьеров в плохо вентилируемых помещениях. Они могут даже повышать риск инфицирования.
Сейчас достоверно известно, что обычное дыхание, речь, а тем более пение или крик приводят к образованию устойчивых аэрозолей, которые длительное время могут висеть в воздухе (не менее 16 часов в лабораторных условиях, десятки минут при обычном дыхании). Аэрозоль может распространяться по помещению на расстояние до 4,8 м при обычном дыхании, но еще дальше — под механическим воздействием кондиционеров или вентиляторов.
Очень много документальных подтверждений примеров воздушно-капельного распространения: в жилых домах через общую вентиляционную шахту, фекальные аэрозоли в общественных туалетах, в ресторанах, общественном транспорте, на круизных судах и в самолетах, в домах престарелых, при хоровых выступлениях и массовых религиозных обрядах. Все больше вспышек регистрируется в гостиницах.
Ключ эффективного воздействия на воздушно-капельную передачу вируса:
— использование масок, а в местах повышенного риска встречи с инфицированным — больницах, транспортных узлах и т. п. — респираторов;
— качественная вентиляция с воздухоочисткой в случае невозможности обеспечения эффективного воздухообмена.
Только тщательно проработанная стратегия, комплексная программа антиковидных мер, учитывающие изменившиеся свойства нового коронавируса, большую долю восприимчивого населения и модель поведения людей в разных ситуациях, позволят контролировать ситуацию с распространением инфекции в условиях недостаточного охвата населения вакцинацией.
Все это требует значительных усилий, финансовых затрат и скоординированных действий. В противном случае неизбежными становятся перегрузка здравоохранения, рост смертности и локдаун. А в условиях активного распространения вируса среди частично восприимчивых людей неизбежно появление новых штаммов с новыми свойствами, позволяющими снижать эффективность используемых вакцин.
Согласны с автором?