Индийский штамм коронавируса, также называемый вариантом дельта, практически вытеснил все остальные разновидности SARS-CoV-2 и спровоцировал третью волну пандемии. Этот штамм более заразный и чаще приводит к госпитализации пациентов.
Врач, эксперт лабораторной диагностики Александр Соловьев проанализировал ситуацию в мире, в России и в Свердловской области и рассказал, чего нам ждать от «дельты».
Судя по имеющейся информации, дельта-вариант коренным образом изменил характер пандемии. Страны столкнутся с потенциально неудержимой эпидемией, если не начнут реализовывать комплекс мер по сдерживанию распространения вируса и быструю вакцинацию населения.
Для краткосрочных прогнозов большее значение имеет комплекс мер по сдерживанию распространения «дельты» с учетом того, что она в два раза заразнее исходного вируса, госпитализация чаще в 2,6 раза, основной путь передачи вируса — воздушно-капельный (аэрозоли!), дети — активные участники эпидемического процесса, эффективность 1 дозы вакцины составляет около 30%, а лучший результат эффективности двух доз — 80%.
Дельта-вариант стремительно вытесняет прежние варианты, достигнув в Великобритании 98%, в Португалии 96%, в России 99%, в США 31%, в Италии 26%, в Бельгии 16%, в Германии 15%.
Вспышки, связанные с дельта-вирусом, регистрируются во многих странах, в том числе в странах с высоким охватом населения вакцинацией (Канада, Израиль). В большинстве вспышек вовлечены дети. Много сообщений о том, что при вспышечной заболеваемости среди инфицированных есть люди, получившие две дозы вакцины.
В Великобритании продолжается рост заболеваемости, за последнюю неделю +32%.
«Среди всех госпитализированных в Великобритании на предыдущей неделе около 10% — полностью вакцинированные пациенты»
Комплекс антиковидных мер только начал вводиться в Москве и Санкт-Петербурге. Большинство регионов медлят с введением мер, и ситуация в связи с этим кардинально отличается от периода первой волны в 2020 году и даже второй волны, когда действовали многие ограничения.
Самый негативный прогноз — удвоение новых случаев «дельты» каждые 3,7–4 дня, более реалистичный — удвоение каждые 8 дней.
По модельному расчету и комментариям автора прогностической модели, «вакцины + комплекс антиковидных мер» могут остановить «дельту» за 6 недель.
Прогноз по Свердловской области
Кратко ситуация сейчас:
за последнюю неделю прирост новых случаев — +32,7% (на предыдущей неделе +16,5%);
рост смертности от ковида за последнюю неделю— +13,2%;
коэффициент Rt (7-дневный) достиг 1,32;
значительно увеличивается количество тяжелых пациентов, нуждающихся в ОРиИТ и ИВЛ.
«В Свердловской области хотя бы одну дозу получили 12,4% населения, 10,2% привиты двумя дозами»
По официальным данным, за весь период пандемии в Свердловской области переболело ковидом 2,1% от всего населения. Однако данные мониторинга уровня антител к ковиду у населения, названные официальными лицами на начало мая 2021 года, свидетельствуют о том, что как минимум 45% населения встречалось с новым коронавирусом.
Какова доля восприимчивого населения сейчас в Свердловской области?
Я постарался учесть снижение уровня нейтрализующих антител у переболевших ранее и долю людей среди них, которые могут заболеть повторно (для людей, перенесших ковид в первую волну или во вторую, риск вторичной инфекции будет отличаться).
Учел сведения о снижении эффективности вакцин против дельта-варианта, приняв условно, что все привиты «Спутником» и его эффективность равна эффективности «Пфайзера».
Получилось, что 52% населения Свердловской области восприимчивы к «дельте» в настоящее время — это 2,23 млн человек.
Можно предположить следующее распределение заболеваемости по группам:
83% заболевших будут невакцинированными и не встречавшими ковид ранее.
11% заболевших — случаи реинфекции.
6% заболевших — после вакцинации (1 или 2 дозами).
Можно предположить, что в больницах будет другая структура госпитализированных — около 90% будут пациенты без вакцины и не болевшие ковидом ранее.
Прогноз по тяжести больных не определен. В Великобритании не наблюдается существенного роста тяжелых случаев и смертности. Но в России (и в Свердловской области) можно ожидать увеличения роста тяжелых пациентов и смертельных исходов. Основная причина — низкий охват вакцинацией критических групп и более низкий уровень коллективного иммунитета в этих группах (люди старшего возраста и люди с сопутствующими заболеваниями: сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболевания).
До марта-апреля 2021 года значительная часть населения из критических групп придерживалась действовавших ограничений, но со снятием ограничений поведение людей сильно изменилось. Кроме того, с окончанием учебного года можно ожидать возрастания частоты встреч детей с родственниками старшего поколения.
Текущая структура тяжести пациентов в Свердловской области (по официальным данным оперштаба, публикуемым в «Областной газете»):
87% — пациенты средней степени тяжести.
13% — тяжелые.
8–9% от числа госпитализированных нуждаются в ОРиИТ, 6% — в ИВЛ.
Используя модель прогноза — прирост в 2 раза каждые 8 дней, можно ожидать, что уже к 10–15 июля еженедельно будут нуждаться в госпитализации 8000–8300 заболевших ковидом, или более 1000 человек в сутки.
Может возникнуть потребность как минимум в 15 000 коек для больных ковидом, из которых 2000 коек для тяжелых пациентов и 900 коек для нуждающихся в ИВЛ.
Это очень грубый прогноз. Он учитывает, что «дельта-вариант» уже доминирует и составляет более 90% случаев заболевания.
Также такой вариант событий возможен при условии, что никакие новые меры по сдерживанию распространения дельта-варианта не вводятся в этот период и люди не меняют своего поведения.
P. S. Первую волну «дали» примерно 10% инфицированных. Вторую волну «дали» примерно 20% инфицированных. Такая частота встречи людей с вирусом происходила в условиях действия комплекса антиковидных мер и максимальной настороженности. 52% восприимчивого населения — легкая «добыча» для стремительного распространения дельта-варианта при таком «расслаблении» всех, как сейчас.
Ранее мы рассказывали, почему уральцы боятся делать прививку от ковида, а также публиковали истории тех, кто вакцинировался, но все равно заболел.