Главный специалист по лабораторной диагностике Министерства обороны России, заведующий кафедрой лабораторной диагностики Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова Андрей Иванов рассказал на конференции в Екатеринбурге, почему будущее диагностики COVID-19 — за определением коронавируса в слюне и почему нельзя недооценивать фекально-оральный путь передачи новой коронавирусной инфекции.
В субботу Уральский государственный медицинский университет провел конференцию по современной лабораторной диагностике. Несколько докладов на ней были посвящены диагностике COVID-19 — в каком направлении она движется в мире и какие исследования в этом направлении сейчас проводятся в Екатеринбурге.
Воздушно-пылевой путь распространения коронавируса — не единственный
Увы, это так. Доктор медицинских наук Андрей Михайлович Иванов, который возглавляет Всероссийское общество специалистов лабораторной медицины, уже не в первый раз приводит в своем сообщении выдержку из журнала Американской медицинской ассоциации (JAMA) о результатах исследования на вирус SARS-CoV-2. Согласно проведенному исследованию, в 93% проб вирус был обнаружен в отделяемом бронхов и альвеол легких, но также он обнаруживался и в фекалиях заболевших людей — в 29% случаев.
Не оказалось его только в моче, поэтому фекально-оральный путь передачи коронавируса, как считают ученые, недооценивать не стоит. Причем с фекалиями, как обратил внимание профессор Иванов, новый коронавирус может выделяться до шести недель от начала заболевания.
Почему в Японии COVID-19 начали определять в слюне
Более того — такой способ забора материала в этой стране претендует стать единственным и работы по его внедрению вот-вот начнутся в России. Здесь несколько очевидных преимуществ, как считают специалисты лабораторной диагностики: во-первых, это безболезненно и лишено каких-либо неприятных ощущений, которые человек испытывает при заборе мазка из носоглотки. Это позволяет привлечь к исследованию максимальное количество людей — они не боятся и не избегают процедуры.
Важен еще третий момент — забор материала. Даже если проводить его самостоятельно, в этом случае все происходит без участия человеческого фактора. Когда пациент дома сам берет у себя мазок для определения вируса, процесс забора невозможно контролировать, как невозможно и поручиться за то, что он был сделан правильно и из нужного места. «Может быть, он был взят даже у кота», — шутка, конечно, но она имеет право на жизнь.
Как обратили внимание специалисты, зарубежный опыт с самого начала пандемии подразумевал видеорегистрацию процедуры самостоятельного забора мазка. У нас же в стране все было отдано в руки самих пациентов.
Екатеринбургу здесь пока радоваться рано — сотрудничество японских и российских специалистов по внедрению нового метода начнется в Санкт-Петербурге, но, возможно, потом такая практика придет и к нам.
Лабораторная предикция осложнений COVID-19: что это такое и почему она важна
Лабораторная предикция, о которой говорилось на конференции, — это, по сути, прогнозирование осложнений новой коронавирусной инфекции заранее, на основании анализа лабораторных данных. Например, при средней тяжести течения заболевания общий анализ крови, по данным из Санкт-Петербурга, должен проводиться не реже одного раза в два-три дня. Вместе с ним контролируются уровни D-димера, прокальцитонина, С-реактивного белка, анализируются иммунологические изменения.
Одна из причин неконтролируемого воспалительного процесса при COVID-19, который часто становится причиной смерти больных, — разрушение рецепторов интерферона (белок, который синтезируется у человека в ответ на внедрение вируса и угнетает его размножение. — Прим. ред.) на поверхности клеток. Результат здесь двоякий. С одной стороны, коронавирус снижает способность клеток больного человека реагировать на интерферон, а значит, и защищаться. С другой стороны — увеличение секреции интерферона по принципу обратной связи (клетки на него не реагируют, значит, его выработка растет. — Прим. ред.) вызывает системную воспалительную реакцию, с которой бывает трудно справиться даже в стационаре.
О детях и заражении COVID-19
Врачи на конференции привели следующие данные: 40% заболевших новой коронавирусной инфекцией детей переносят ее даже без симптомов ОРВИ, еще у 40% она протекает в легкой или среднетяжелой форме. В 20% случаев, к сожалению, развивается вирусное поражение легких, но такие детки обычно имеют серьезные сопутствующие заболевания или генетические нарушения.
В Екатеринбурге специалисты УГМУ и Клинико-диагностического центра провели исследование иммунного ответа при новой коронавирусной инфекции у взрослых и детей. К слову, всего с начала пандемии в центре было обследовано почти 150 тысяч пациентов, у 18% из них, то есть у 26,8 тысячи, был выявлен коронавирус.
В научном исследовании приняли участие 214 пациентов. Его результаты показали: новая коронавирусная инфекция у взрослых людей приводит к изменениям практически всех звеньев иммунитета. У детей она обычно вызывает только изменение количества отдельных видов лейкоцитов и снижение активности этих видов. Безусловно, это не может не радовать на фоне новостей о новых мутациях вируса в разных странах при том, что наступили летние каникулы.
Мы рассказывали, как врач из Екатеринбурга заболел COVID-19 после прививки «Спутником V». Свое состояние он подробно описывает в дневнике. Чем отличаются симптомы при новых штаммах вируса и будет ли третья волна пандемии, объясняют уральские медики. Всю актуальную информацию о ситуации с распространением коронавируса мы собираем в специальном разделе.