Александр Соловьев, врач и эксперт лабораторной диагностики, с самого начала пандемии подробно изучающий новую коронавирусную инфекцию, заболел COVID-19. Это случилось спустя два месяца после его вакцинации «Спутником V». Александр полагает, что заразился индийским или британским штаммом: эффективность всех существующих вакцин против них снижена. Он подробно рассказал, чем отличаются друг от друга разные вакцины, сколько людей заболевает после прививки и ждать ли нам третью волну.
— Можно ли заразиться и заболеть коронавирусной инфекцией после вакцинации?
— Да, и это изначально было понятно. ВОЗ предупреждала в начале массовой вакцинации, которая стартовала в конце декабря — январе в разных странах, о том, что нельзя правительству и населению уповать на вакцинацию как на панацею. Критически важно сохранять меры профилактики ковида до того момента, пока не будет достигнут уровень коллективного иммунитета, необходимый для предотвращения распространения коронавируса.
— Каким должен быть этот уровень?
— С учетом появления новых штаммов необходимый уровень коллективного иммунитета повышен до 70 и 80%. Такие цифры называют отдельные эксперты. Это вместо 60%, о которых шла речь в начале прошлого года, когда уханьский вариант коронавируса только появился.
— А наличие большого количества антител может спасти от заражения?
— Мой пример в этом отношении показателен, я прошел полную вакцинацию «Спутником V»: первую — 26 февраля и вторую — 19 марта. И контролировал уровень своих антител. У меня был достаточно неплохой титp: при положительном показателе 12 у меня показатель составлял 76, то есть превышал положительность в 6 раз. На другой тест-системе у меня тоже был достаточно высокий положительный титр.
«Уровень антител, которые вырабатываются после вакцины, нельзя воспринимать как стопроцентную гарантию того, что вы не инфицируетесь и не заболеете»
— Сколько людей все-таки заболевают после того, как вакцинировались?
— Примерно два дня назад были опубликованы американские и израильские данные об оценке массовой вакцинации в этих странах. В Израиле получили вакцину 72% населения старше 16 лет, в США — более 50% взрослого населения. К концу апреля, когда в США был вакцинирован 101 миллион человек, через две недели после введения второй дозы проводили оценку случаев инфицирования: 10 260 человек заболели ковидом. За этот период заразились более 3 миллионов невакцинированных.
— Как болезнь протекала у инфицированных после вакцинации?
— Из 10 260 примерно 900 человек были госпитализированы и около 140 умерли. Это все люди старше 70 лет, среди молодых умерших не было. В пропорциях это очень маленькие цифры. Понятно, что люди, которые ввели себе вакцину и заболели, будут думать: «Как же так, я же вакцинировался». На самом деле речь всегда идет о рисках, о вероятностях, это важно понимать.
«Израильские исследования говорят, что у тех, кто не сделал прививку, вероятность заболеть в 30 раз выше»
И эта разница распространяется и на тяжелые случаи, и на госпитализации, и на летальные исходы. Воспринимать, что какой-то процент людей все равно может заболеть, важно. Когда мы садимся в автомобиль и пристегиваемся ремнем безопасности, мы не меняем стиль вождения, не разгоняемся до 180 километров в час. Наличие ремня безопасности — только один из инструментов снижения рисков, связанных с возможными ДТП. И эту аналогию можно перенести на ковид.
— Расскажите, пожалуйста, как вы заразились, какие у вас симптомы, как вы себя чувствуете.
— У меня было два факта контактов в последнюю неделю. Первый факт очевидного контакта случился внутри моей семьи — это контакт с моей дочерью, ученицей одиннадцатого класса, которая за два дня до последнего звонка пришла домой и сказала, что, похоже, перестала чувствовать запахи. Мы тут же провели антигенное тестирование, и оно в первую же минуту показало положительный результат. Это говорит о высокой концентрации вируса. На следующий день ей сделали ПЦР-тест, он подтвердил наличие ковида, мы тут же ушли на самоизоляцию. Дочь в слезах, потому что, естественно, мы не пошли на последний звонок. Второй контакт состоялся в субботу, и это был как раз труднопрогнозируемый контакт, который отражает то, насколько изменилось наше социальное поведение. Я был на даче и остался с ночевкой у своих друзей, которые были до этого момента бессимптомными, без каких-то жалоб.
«Вечером у хозяина начались респираторные симптомы — ринит, обычный насморк. В итоге симптомы появились, и через три дня ему подтвердили ковид»
Да, с точки зрения эпидемиологической ситуации я не совсем правильно сделал, что совершил этот визит, но я проводил антигенные тесты и выезжал туда с отрицательными результатами. В итоге у меня симптомы появились уже после товарища, во вторник. Такая ситуация двойного контакта отражает то, как оно могло произойти в реальной жизни.
— Как вы поняли, что заболели?
— Респираторные симптомы у меня появились 25 мая, в мой день рождения, с утра. Насморк и последующая заложенность носа. Самочувствие было нормальное, но к обеду появилась слабость, утомляемость. А также легкая головная боль. К вечеру — уже температура до 38 градусов и озноб с такой мышечной болью, будто отлежал спину: болели мышцы спины, поясница, боли были тянущего характера. Не очень приятное состояние, но и не сказать, чтобы сильно дискомфортное.
— Чем это отличается от обычной ОРВИ?
— С момента подъема температуры все сопровождается достаточно сильным ознобом. И это все очень неприятно. При обычной ОРВИ температура как-то лучше переносится, по крайней мере по моему практическому жизненному опыту. Сейчас, анализируя ситуацию, могу сказать, что до этого у меня еще было расстройство кишечника. И это, на самом деле, один из часто называемых симптомов при некоторых штаммах коронавируса.
«Индийский штамм характеризуется как раз не респираторными симптомами, а расстройствами стула и пищеварения»
Сегодня у меня третьи сутки заболевания: все это время держится температура до 38,5 градуса. Она эффективно снижается под влиянием ибупрофена. Температура поднимается — чувствую себя не очень хорошо, снижается — чувствую себя нормально. При этом весь комплекс остальных симптомов тоже появился: отечность носа, насморк — не обильный, когда носовых платков не хватает, а более сухой. Больше заложенность носа беспокоит. Боль головная появляется при кашле, потому что мозговые оболочки так или иначе участвуют в процессе. Это проявление менингизма, один из неврологических симптомов.
«При этом могут быть головные боли на фоне высокой температуры и в моменты кашля»
Кашель не сильный, но он меняется в течение этих трех дней: сначала легкие единичные покашливания, сейчас кашель тоже редкий, не очень продуктивный, но болезненный. Ко всему этому сегодня добавился еще один симптом — потеря обоняния, фактически полная.
— Вы раньше не болели коронавирусной инфекцией?
— Раньше нет. Я сделал прививку в феврале и болею сейчас. Я сдавал анализы в момент заболевания, но это уже важно для меня самого, учитывая набор сопутствующих заболеваний. Мне важно было оценить исходный статус и выбрать те препараты, которые я хотел бы применить сегодня. Я сделал уже более развернутое исследование, чтобы посмотреть уровень воспалительных процессов у себя. Сдал КТ, результаты нормальные, по результатам анализов никаких воспалительных маркеров не повышено. В целом это состояние оценивается как легкая форма течения коронавирусной инфекции. Надеюсь, что так и будет дальше.
— Как вы действовали, когда у вас появились симптомы?
— Если быть объективным, то до меня все еще не дошел врач. На следующий день после подтверждения ковида у дочери с нами связался врач и предложил прийти в больницу. Я отказался, потому что состояние у дочери было нормальное, я не увидел причин для нее идти в больницу. Ко мне на третий день болезни никто не пришел, никто не обратился. Я сделал КТ: это уже было обращение в профессиональные медицинские круги, здесь уже на индивидуальных контактах это решение было принято, по обследованию. Я в поликлинику не обращался, только в Роспотребнадзор.
— Как вы считаете, могут другие вакцины, которые сейчас только разрабатываются, нас защитить?
— Данные исследований, опубликованных в США и Израиле, ярко демонстрируют, что вакцина — это действующий инструмент. Единственное — важно помнить, что его недостаточно для контроля и профилактики инфекционных заболеваний. И мы это хорошо знаем на примере других инфекций: гриппа, кори, краснухи, клещевого энцефалита. Вакцинироваться нужно. Это важно. И все показатели говорят о многократном снижении рисков тяжелого заболевания и летального исхода.
«Прививка — это ремень безопасности, который значительно снижает индивидуальные и общественные риски, связанные с эпидемией, но не защищает на 100%»
— Какие вакцины сейчас есть в Свердловской области?
— Используются вакцины «Гам-КОВИД-Вак» («Спутник V») и «ЭпиВакКорона», сейчас это основные вакцины в стране. Я знаю, что поступают небольшие партии вакцины института Чумакова. Возможно, что и в наш регион тоже.
— Можем ли мы сравнить российские вакцины? Какая для кого больше подходит?
— Уже сейчас есть небольшие сравнительные данные. Несколько дней назад были опубликованы предварительные результаты после третьей фазы клинических исследований «ЭпиВакКороны», и они заставляют немножечко насторожиться. И это на фоне той информации, которая была в январе и феврале: к этой вакцине было очень много вопросов. Потому что «ЭпиВакКорона» — это пептидная вакцина, где использованы определенные кусочки S-белка, которые создатели вакцины выбрали. Это белок вируса, который цепляется к нашим клеткам и проникает внутрь. Основным вопросом к «ЭпиВакКороне» было то, почему на многих тест-системах не фиксируются антитела после вакцинации. Производитель создал свою систему для данной вакцины, а на все остальные вакцины нормально реагируют любые тест-системы. Исследования третьей фазы показывают, несколько хуже показатели этой вакцины: смертность тоже есть.
«"ЭпиВакКорона" — это первая вакцина, которая показала смертность после вакцинирования»
На мой взгляд, «Спутник V» на сегодняшний день более безопасная и эффективная вакцина. Создатели «Спутника V» говорят, что, по их наблюдениям, после вакцинации существует 14-кратное снижение риска развития тяжелого заболевания и летальности. Опять же — 14-кратное. А не стопроцентное снижение рисков. По вакцине Чумакова отдельных исследований пока не опубликовано.
— Как работает «Спутник V»?
— «Спутник V» — это вакцина, которая использует цельный S-белок. Ген этого белка интегрирован в аденовирусы двух типов, которые входят в состав вакцины. То есть мы получаем эти аденовирусы, они не способны в нас размножаться, потому что из них убраны генетическим воздействием участки генома, позволяющие это. И этот ген белка доставляется в наши клетки, в итоге они сами начинают производить антиген, а на него уже иммунная система реагирует. Американские Pfizer и Moderna созданы на основе информационной РНК.
— А что насчет вакцины Чумакова?
— Вакцина Чумакова — это цельновирионная вакцина, в своем роде аналог вакцины китайского производства. Вирус выращивается в специальных условиях, дальше он инактивируется и используется при изготовлении вакцины. Это самый проверенный способ.
«Этот способ много лет используется при создании различных вакцин. Все остальные технологии, по которым созданы вакцины, — новые»
— Какую вакцину лучше вводить людям с хроническими заболеваниями?
— Я бы не сказал, что существует какая-то вакцина для людей с хроническими заболеваниями. Все перечисленные вакцины могут использоваться. Наличие хронического заболевания не является прямым противопоказанием для вакцинации, поэтому нельзя сказать, что какая-то отдельная вакцина разработана для какой-то группы населения.
— Будет ли третья волна? Или она уже началась? Что вообще нас ждет?
— Само по себе понятие волн немножко механистично, речь скорее идет о том, нужно ли ждать сильного ухудшения эпидемиологической ситуации, будет ли значительный подъем заболеваемости и смертности.
«Да, ее нужно ждать: процесс идет в стране. Но идет не так бурно, чтобы можно было сказать, что волна пошла»
— Как обстоят дела с заболеваемостью в стране?
— Ситуация ухудшается. По последним данным, в топ-10 регионов, где идет ухудшение ситуации, вошли южные регионы: Саратовская область, Краснодарский край, Ростовская область, Крым. Это неспроста, так как это регионы, куда пошел туристический вал. И за счет майских каникул и мы видим там резкое изменение ситуации. Ухудшилась ситуация и в Якутии, это связано с прибытием туда вахтовиков. Ухудшилась ситуация в Калининградской области: там Роспотребнадзор рекомендует запретить на две недели массовые мероприятия. В Москве и Санкт-Петербурге на протяжении нескольких недель ухудшается ситуация — серьезно, с ростом числа случаев госпитализации.
— А что насчет Свердловской области?
— Ситуация и у нас в регионе нестабильная. Даже анализируя официальные данные, применяя математические коэффициенты, можно увидеть, что уровень распространения инфекции не останавливается. При этом у нас не уменьшается количество коек, занятых тяжелыми больными и больными на ИВЛ. Сегодня опять больше 100 человек подключены к ИВЛ: это число только недавно снизилось до 80, и вот опять 100 с лишним человек у нас в критическом состоянии.
— Что это значит для эпидситуации?
— Это всё критерии и маркеры эпидемиологического неблагополучия. Здесь надо понимать еще другие факторы неблагополучия: фактор распространения новых мутантных штаммов, которые завозятся из-за границы. Например, мы успешно завезли из Турции штаммы ЮАР, британские. Также на территории страны зафиксированы индийские штаммы.
«Специалисты Роспотребнадзора говорят, что у нас уже сформировались собственные штаммы, имеющие те же мутации, что и британские, и южноафриканские»
Изменение вируса везде одинаково. Это вирусная эволюция, и она происходит на наших глазах. Факторами эволюции являются вакцины и препараты, которые используются. Вирус потихонечку меняется, и меняется S-белок, что позволяет ему частично уклоняться от антител. Потому что сейчас используется вакцина от того коронавируса, что был год назад.
Когда в России может появиться коллективный иммунитет к коронавирусной инфекции, мы рассказывали в этом материале. А также сравнивали три отечественные вакцины.