Лечение онкологических заболеваний, по словам медиков, складывается из лучевой и лекарственной терапии, операций. Но многим пациентам средств традиционной медицины кажется недостаточно или наоборот слишком много, и вместо курсов химиотерапии они выбирают народные методы.
Мы поговорили с врачом-онкологом Свердловского областного онкологического центра Маргаритой Магдаляновой о попытках уральцев вылечить рак мухоморами, медвежьей желчью и БАДами, для покупки которых пациенты продают свое жилье. Пару месяцев назад Маргарита сама оказалась на операционном столе в своей больнице и поняла, что испытывают ее пациенты каждый день.
По данным Свердловского областного онкологического диспансера, в 2020 году в регионе смертность от онкологических заболеваний составила 226,8 случая на 100 тысяч жителей. Это на 2% меньше, чем в 2019 году.
— Вы сами недавно побывали на месте пациента. Что произошло?
— Я заметила родинку на своем плече, она стала увеличиваться в размерах. Меня как онкодерматолога взволновало это. Родинка была черная и росла. Себя обследовать я не могла, поэтому попросила коллегу, чтобы он проверил на дерматоскопе. Я долго не могла зайти к нему, пациентов много, мы постоянно заняты, но врач сам ко мне пришел. После осмотра он сказал, что нужна операция. Это, конечно, пугает. Доктор сказал, что опухоль нужно иссечь, потому что есть подозрение на злокачественную.
— Операцию проводили в онкоцентре?
— Я оказалась в операционной, где работаю каждый день, в качестве пациента. Холодный свет лампы, покрытый резиной операционный стол. Я почувствовала то, через что проходят мои больные каждый день. Мне помогло то, что я доверяю своему врачу, очень важно знать, что ты в руках у профессионала. Но всё равно было очень страшно.
— Операция прошла успешно?
— Да, под местной анестезией, даже боли никакой не почувствовала. Но после удаления опухоли ее отправляют на гистологическое исследование, которое покажет, была ли опухоль злокачественной. Это сложный психологически момент, потому что анализ нужно ждать. Я понимала, что сейчас это заболевание не смертельное, есть препараты, которыми можно вылечить всё. Когда результаты пришли, доктор мне написал: «Рита, ты еще пошуршишь туфлей!» К счастью, у меня пришли хорошие результаты анализов.
— У вас не возникало мыслей попробовать народные методы лечения?
— Конечно, нет. Альтернативная медицина — это бич нашего общества. Услышав страшное слово «рак», люди начинают искать любые способы излечиться, верят всему, что пишут в социальных сетях.
«За 15 лет работы с онкобольными я не встретила ни одного, кому бы помогли народные методы. Но знаю много пациентов, искалеченных таким самолечением»
Например, «лечение» голоданием. К нам поступила женщина, ее сын пытался так избавить ее от рака молочной железы. Взрослая женщина весила 30 килограммов, у нее огромная опухоль. Какую-то помощь оказать человеку в таком состоянии уже практически невозможно.
— Но ведь рак груди лечится?
— В больнице, конечно, и всё делают бесплатно, и процент вылечившихся сейчас очень высокий. У меня была трагическая история, когда муж-альтернативщик запрещал супруге лечиться. Она тайком приходила в больницу, мы уговаривали ее пройти курс лечения, остаться в стационаре. Женщина умирала дома в ужасных муках, всё это видела семья. Но муж считал, что супруге показано только медитировать.
Еще среди пациентов очень популярны биологически активные добавки, грибы и отвары трав, например болиголов. Хотя на самом деле те же мухоморы — это яд. Люди не только не лечатся, но и отравляют свой организм, доводят себя до ужасного состояния.
«Пациенты пьют перекись водорода, считая, что это универсальное средство от рака»
— Почему пациенты обращаются к таким жутким способам лечения?
— Люди доверчивы, особенно когда они в отчаянии из-за своего диагноза. Они готовы верить в любое «чудодейственное средство», которое предложат в интернете или посоветуют знакомые. При этом в больнице мы проводим лучевую или лекарственную терапию, операции, всё это бесплатно для человека и абсолютно точно действенно. Но некоторые всё еще отдают предпочтение таким варварским способам.
Десятки тысяч рублей люди готовы отдать за медвежью желчь, чтобы купить бесполезные БАДы, пациенты продают квартиры. В то же время мы лечим препаратами, которые стоят миллионы рублей, и всё за счет государства, но некоторые безосновательно считают, что их способы эффективнее.
— Отказ от операции чаще связан с религиозными взглядами или убежденностью человека в действенности народных методов?
— Чаще, конечно, встречаются приверженцы альтернативной медицины, но бывают и религиозные пациенты, которые считают операцию грешным делом. Одной из моих пациенток запретил лечиться от рака в больнице духовный наставник из религиозной секты. Она умерла из-за онкологии.
«Я пыталась объяснить ей, что заболевание можно вылечить, но ее уже убедили, что нужно жить столько, сколько отведено свыше»
— Есть те, кто совмещают народные методы и лечение в больнице?
— Очень многие. Врачи предупреждают об опасностях и недейственности. Мы понимаем, что, когда пациент лечится в больнице и параллельно принимает БАДы, это не худший вариант, главное, чтобы он не отказывался от рекомендаций медиков. А после выздоровления пациенты уверены, что их спасли отвары травок, а не химиотерапия. Но я на это не обижаюсь, главное, что удалось спасти жизнь.
Страшно, когда пациенты уверены в народных методах и полностью отказываются от врачей. Но многие приходят спустя год, например, и просят помощи, когда боль становится невыносимой или тело из-за опухоли начинает гнить. Один из самых страшных случаев болезни я встретила, будучи молодым специалистом. У женщины был ужасный распад молочной железы — огромная язва на грудной клетке, куда опухоль прорастает и распадается.
«Лето, было жарко, из ее груди вылетали мухи, в опухоли были опарыши. Женщине было 40 лет: вместо того чтобы идти в больницу, она лечилась мухоморами»
А супруг пациентки был уверен, что черви очищают рану и это неплохо (хотя очевидно — это не так).
— Разве пациенты с такой опухолью не испытывают боли?
— Огромные распадающиеся опухоли, как правило, не болят. Зато они источают запах гниения, их видно внешне. Но многие пациенты не обращаются к медикам до тех пор, пока не начнут изнывать от боли.
Читайте также историю екатеринбуржца, который пытался победить рак чудо-раствором. Мошенники вкалывали деготь прямо в метастаз пенсионера.
Ранее главврач онкоцентра ответил на 11 конкретных вопросов о раке. Он рассказал, передается ли заболевание по наследству и сколько курсов химиотерапии можно пройти подряд.
Прочтите историю уральца, которому спасли жизнь в онкоцентре. Теперь вместо кости в одной ноге у мужчины титан, его в шутку называют «железным человеком».