Колумнист Е1.RU Александр Беляев уже второй год живет без ноги. Оказавшись в инвалидной коляске, он столкнулся с такими проблемами, о существовании которых даже не догадывался. По просьбе редакции Александр пишет колонки о том, как в Екатеринбурге живется человеку с ограниченными возможностями. В прошлый раз он рассказывал о том, почему спустя полгода после комиссии мэрии его квартиру так и не приспособили для жизни инвалида, а сейчас рассказал об обязанностях социальных работников.
Недавно мне попался на глаза любопытный документ, который социальные службы широко не афишируют, и вы сейчас поймете почему. Называется он ГОСТ Р 52143-2013 и перечисляет обязанности социального работника. Для инвалида, не способного выйти из дома, нет более захватывающего чтения, чем этот ГОСТ. Фантастика и юмористика нервно курят в сторонке. Между тем за несоблюдение правил предусмотрена ответственность.
Услуги поделены на восемь видов. Первый — социально-бытовые, то есть приобретение продуктов, товаров первой необходимости, средств гигиены и т. д. Замечу, что сам я этими благами не пользуюсь. Всё необходимое покупаю с помощью интернета. Обычно в супермаркетах при заказе выше определенной суммы (она везде разная) положена бесплатная курьерская доставка. Но я обычно заказываю еду на неделю, поэтому переплачивать не приходится. Правда, в неустанной заботе о народе власти запретили (их любимое слово) доставку лекарств. Тут выручает дочь.
Но к моей маме, которая скоро разменяет десятый десяток, два раза в неделю приходит соцработник и получает список продуктов, лекарств и деньги. Частенько покупает не то, что нужно, но мама стесняется предъявлять претензии. На этом функции социальной службы заканчиваются. Между тем это лишь первый пункт строгого ГОСТа.
Второй — социально-медицинские услуги. Это уход, измерение артериального давления, проведение занятий по адаптивной физкультуре, консультирование по медицинским вопросам. Последний пункт, пожалуй, опасен для жизни, поскольку соцработники в подавляющем большинстве не имеют медицинского образования. Поэтому диалог будет примерно таким:
— Скажите, я буду жить?
— А смысл?
Социальные службы обязаны также оказывать социально-психологические услуги (психологические консультации и патронаж); социально-педагогические (обучение семьи уходу за инвалидами, помощь в развитии детей-инвалидов и организация досуга), социально-трудовые (помощь в получении инвалидами профобразования и в дальнейшем трудоустройстве); социально-правовые (помощь в оформлении документов и защита интересов граждан).
Инвалиды имеют право на обучение пользованию средствами реабилитации, навыкам поведения в быту, компьютерной грамотности. Особая группа — срочные социальные услуги. Это обеспечение бесплатным горячим питанием (сухими пайками), одеждой, предметами первой необходимости. А также содействие в получении временного жилья и экстренной психологической помощи. В документе есть пункты, вызывающие даже некоторое умиление: «проведение бесед, направленных на формирование у получателей социальных услуг позитивного эмоционального состояния, поддержания активного образа жизни». Обычно фотографиями таких сцен сопровождается реклама страховых компаний.
Есть и странные услуги, которыми я никогда не рискну воспользоваться. Например, вызов полиции. Вот уж увольте. Если человек способен связаться ради этого с соцслужбой, то уж как-нибудь сможет дозвониться и до полиции.
Впрочем, на практике даже самому настырному и вредному клиенту (а инвалидность дается и тем, у кого проблемы с головой) не удастся воспользоваться хотя бы половиной гостовских указаний. Для этого не хватит сил даже у личного круглосуточного соцработника. Интересно, в каком мире живут авторы фантастических стандартов? Скорее всего, в том, который существует лишь на федеральных телеканалах.
«Это где-нибудь за бугром социальным работникам если платят, то платят хорошо. А в России социальным работникам если платят — уже хорошо»
Согласны с автором?
Почитайте также другие колонки Александра Беляева. Ранее он рассказывал о главных проблемах инвалидов, которые могут встретиться ему на улице Екатеринбурга. Ему недавно сделали протез ноги, и Александр описал, как сделал первый шаг в нем. Причем до этого он испытывал синдром беспомощности, от которого смог избавиться. А еще он рассказал о мифах об инвалидах, от которых тоже стоит избавиться всем людям.