Все знают, что трава зеленая, небо голубое, а маки красные. Но до десяти процентов людей могут с этим поспорить, потому что видят мир иначе. Екатеринбурженка Вероника обнаружила, что ее сын путает цвета: когда ему было девять лет, он никак не мог раскрасить раскраски по образцу.
— Я не понимала, расстраивалась, штудировала с ним цвета. А потом как озарение — может, он и вправду дальтоник? Пошли в клинику, его проверили по таблицам Рабкина и поставили диагноз «дальтонизм», — рассказала она E1.RU. — Ребенок видит основные цвета, но, к сожалению, не все оттенки. Красный — это красный, а вот бледно-розовый может воспринять как серый. Было очень удивительно, что ребенок видит не как я. Сын расстроился и даже расплакался, но я сказала: до девяти лет дожил — тебе это мешало? Нет? Ну, значит, и дальше не помешает.
Василию тридцать один год. Он узнал, что дальтоник, во время медкомиссии перед получением прав. Но и в детстве он удивлялся, что нужно запоминать цвета фломастеров, хотя его сестра их просто различала. По словам Василия, он не отличает желтый от зеленого, не говоря уже об оттенках вроде салатового.
О дальтонизме он узнал, когда учился на специалиста по эксплуатации и обслуживанию электрического и механического оборудования. И даже проработал четыре года электриком.
— У электриков есть правило ЖЗК — желтый, зеленый, красный: в большинстве случаев в многожильном кабеле используются эти три цвета. Я методом исключения определял, какой зеленый, а какой желтый. Красный я вижу, а эти два почти одинаковые, разве что зеленый немного темнее, — вспоминает Василий. — Смотришь, где конец прикручен, и зеркально прикручиваешь второй. Но обычно я просил коллег заниматься подключением, при этом ни они, ни начальство так и не узнали, что у меня дальтонизм.
«Сложно, когда с проводкой автомобиля вожусь. Смотрю по схеме — зеленый, желтый, серый — и думаю: блин, и как определить, какой из них какой?»
В обычной жизни особенность восприятия цветов уральцу почти не мешает. Если речь об этом заходит в компании друзей, они могут начать его «проверять».
— Когда всю жизнь с этим живешь, настолько приспосабливаешься, что, в принципе, даже внимания не обращаешь, — отмечает он.
Как видят мир дальтоники
Дальтонизм — это особенность зрения, при которой отсутствует либо снижена способность воспринимать цвета, рассказывает врач-офтальмолог клиники «УГМК-Здоровье» Надежда Мохова.
— В глазу есть оболочка — сетчатка, у нее две части — центральная и периферическая. Центральная отвечает за четкое и ясное зрение, а также за передачу изображения по зрительному нерву в зрительную кору в головном мозге, — объясняет врач. — В этой центральной части имеются нервные клетки, они называются колбочки. Они также являются светочувствительными рецепторами. В каждой колбочке есть три вида пигмента — красный, зеленый и синий. При сочетании этих трех основных цветов мы способны различать оттенки, другие цвета, даже белый. У людей с дальтонизмом может отсутствовать пигмент в принципе или быть снижена его активность или количество.
Отсутствие всех трех пигментов называется ахроматопсия и встречается крайне редко, такое может быть в близкородственных браках в племенах. Человек с ахроматопсией видит все в черном и сером цвете.
Если у человека отсутствует какой-то один пигмент, это называется дихромазия. В таком случае он может различать два других цвета и оттенки, которые образуются при их сочетаниях. К примеру, без красного пигмента не увидеть не только красный цвет и его оттенки, но и желтый, ведь он создается сочетанием красного и зеленого. В этом случае, скорее всего, желтый будет выглядеть как зеленый.
Отсутствие двух пигментов называется монохромазия.
Заподозрить отсутствие одного из пигментов можно в детстве.
— Цветовое зрение у детей полностью формируется годам к трем, в это время можно заметить первые признаки. Например, ребенок раскрашивает траву не зеленым цветом, а серым. Или затрудняется выбрать и показать красный кубик, — объясняет Надежда Мохова.
Но нередко дальтонизм обнаруживается во взрослом возрасте, причем случайно — на медкомиссии в военкомате, военном вузе, при получении прав. Обычно это касается тех, у кого пигмент есть, но его количество или активность снижены. Это называется аномалия. Протаномалия — дефект красного пигмента, дейтераномалия — зеленого, тританомалия — синего.
— Человек, в принципе, может воспринимать все цвета, но, например, при протаномалии красный должен быть ярким и насыщенным, более бледные оттенки он может не воспринять.
Дальтонизм передается по наследству и преимущественно проявляется у мужчин, поскольку гены, ответственные за него, находятся в X-хромосоме. Так как у женщин две X-хромосомы, дефект одной обычно компенсируется второй. У мужчин же X-хромосома одна.
Но эта особенность может быть и приобретенной, например как последствие катаракты (помутнение хрусталика), некоторых других офтальмологических заболеваний, опухолей в зоне зрительной коры головного мозга, инсульта.
Можно ли вылечить дальтонизм
Для диагностики дальтонизма используются таблицы Рабкина. Простыми словами, это картинки из кружочков разного размера, которые благодаря разным цветам образуют рисунок — цифры или геометрические фигуры. Человек без особенностей зрения видит их и различает.
— Есть таблица, на которой человек с дефектом красного цвета видит цифру 5, а не 6, потому что часть шестерки нанесена более бледным оттенком красного. Или вместо восьмерки видит тройку. Каждая таблица направлена на конкретный цвет, — говорит Надежда Мохова.
Екатеринбуржец Станислав прошел такой тест в школе при получении приписного удостоверения от военкомата.
— Тогда мне впервые показали подобные таблицы и попросили сказать, какое число я вижу, — вспоминает он. — Все, что я увидел, — это то, что каждая таблица была пронумерована сверху карандашом.
«Окулист сказал, чтобы я не придуривался и говорил число. Но я так и не смог назвать цифры, так как для меня это просто набор цветов»
На всех предъявленных таблицах я увидел одно-два числа. Если на одном фоне будет коричневый и зеленый, то я увижу либо тот, либо другой цвет, а не два. Многие оттенки сливаются — мне говорят, что здесь несколько цветов, а я вижу один. В дальнейшем были проблемы с учебой и с получением водительской медицинской справки. Работаю уже много лет рентгенологом, там все черно-белое, трудностей не испытываю никаких.
По словам врача-офтальмолога Надежды Моховой, путь в некоторые профессии для людей с дальтонизмом закрыт — например, не возьмут в летчики, машинисты поездов:
— В некоторых странах при любом отклонении в цветовом зрении не выдают водительское удостоверение. У нас все не так строго, разрешены категории A и B, но без права работы по найму. Хотя, сказать честно, не уверена, что на медкомиссиях проверяют цветовое зрение в надлежащем качестве.
Для людей с дальтонизмом существуют специальные очки. Василий считает, что надевать их не стоит — потом будет сложно вернуться в свой обычный мир. Другой екатеринбуржец, Михаил, такие очки протестировал, ему их подарили друзья на день рождения.
— Очки выглядят как солнечные, когда их надеваешь, все становится четко видно на картинках, которые показывают на медкомиссии, можно даже цвет назвать. Повышается контрастность. Белый цвет выглядит как розоватый, а другие становятся яркими: синий — так синий, зеленый — так зеленый. Мир становится ярче. Но постоянно я их не ношу, примерял только.
По словам Надежды Моховой, очки подходят не всем. Если пигмент отсутствует, то они не смогут его восполнить. Посмотреть на мир «нормальным» взглядом у дальтоников все равно не получится.
— Если бы человек мог сравнить, я думаю, он бы сразу оценил, что качество жизни немного снижено. Но если это с рождения, то он просто адаптируется и привыкает жить так.
Как отмечает врач-офтальмохирург, заведующий диагностическим отделением Екатеринбургского центра МНТК «Микрохирургия глаза» Вячеслав Пономарев, клинически зарегистрированных методов лечения дальтонизма пока не существует.
— Тем не менее есть перспективы развития технологии, связанной с генетическими имплантациями вирусных частиц. Но это все сейчас находится на стадии клинических разработок, — сказал он.