Не успела электронная очередь дойти до каждой поликлиники в Свердловской области, как медицина региона начинает совершать новый прорыв. Теперь в Минздраве говорят о роботах в каждой больнице. И на этот рынок хочет зайти финансово-технологический гигант — Сбер. В компании предложили девять разработок для постановки диагноза, анализа снимков КТ и МРТ, а также личного помощника врача, который преобразует его голос в текст.
Экспериментальной площадкой в Свердловской области стала больница в Асбесте, где в апреле 2020 года врачи начали тестировать разработки Сбера. Терапевтам достались голосовые помощники, и теперь вместо ручного заполнения медкарт они диктовали показания пациентов в микрофон. Рентгенологи получили роботов, которые анализировали КТ-снимки и ставили предварительный результат. Также система Сбера обращала внимание врачей на тех пациентов, у которых были отклонения в исследованиях.
— Программа Сбера позволила врачу больше общаться с пациентом и обратить внимание именно на те снимки, которые имеют патологию, — пояснил главврач Игорь Брагин. — Когда идет вал обращений, рентгенолог изучает все снимки КТ, «плохие» и «хорошие», при этом затягивается поиск тех, которым нужна помощь здесь и сейчас. Сначала врач, как правило, смотрит неотложных пациентов, а уже вечером изучает снимки плановых. Но больной мог уже уйти, а созвониться удается не всегда с первого раза, теряется время.
Система выдает результат сразу после исследования. Поэтому, даже если у пациента нет жалоб, а программа заметила какие-то отклонения на снимке, посетителя сразу отправят на дообследование. По словам Игоря Брагина, когда в больнице думали, нужна ли программа, врачи решили, что снимки в любом случае будет читать специалист.
При этом новинки освоила лишь часть врачей, но в 2021 году планируется внедрить их в каждом отделении.
— Высвобождая время, врач может анализировать, что сказал пациент, продумывать назначения, а медсестра вместо заполнения карты осматривает человека по протоколам лечения, — сказал Игорь Брагин. — Раньше это проходило очень быстро, так как время приема регламентировано, для пациентов это большой плюс.
Девять новинок Сбера
Топ-3 диагнозов. На первичном приеме врач указывает жалобы пациента в медицинскую информационную систему, а программа-классификатор предлагает ему три наиболее вероятных диагноза пациента.
Изучение снимков КТ легких. Этот продукт создали во время пандемии, когда нужно было помочь врачам в исследованиях легких. Программа загружала снимки в специальную систему, отмечала поврежденные участки и процент поражения, а также предлагала врачу вызвать пациентов с нарушениями для дальнейшего обследования.
Программное обеспечение за год сохранило много снимков легких, онкологические центры обратились в Сбер с просьбой проанализировать их на наличие онкологических заболеваний.
Исследования КТ на инсульт. Принцип работы такой же, как в КТ легких. Пациент проходит исследование, снимок отправляется в систему архивации, а искусственный интеллект просматривает все эти изображения. В итоге врач получает снимок с отмеченными областями поражения головного мозга, предварительным диагнозом и процентом поражения.
Рентген грудной клетки в прямой проекции. Пациенты друг за другом проходят исследование, при этом врач может даже не видеть их. Но программа потом предлагает рассмотреть снимки только тех пациентов, у которых есть нарушения.
Маммография. Принцип работы схожий. Пациентка приходит на исследование, снимок загружается в систему, искусственный интеллект рассматривает его и выдает врачу предварительный диагноз.
МРТ покоя. Перед операцией на головной мозг врачи проводят исследование его функциональных зон, чтобы составить карту головного мозга. Речевые, двигательные зоны в течение жизни часто сдвигаются, поэтому очень важно не задеть их. Программа Сбера позволяет разметить все зоны, чтобы врачи ничего не повредили во время операции.
ЭЭГ (эпилепсия). Всю ночь данные о состоянии пациента фиксируются, врач получает очень много материала, чтобы их изучить, ему нужно 2–3 часа. А искусственный интеллект делает это за 50 минут. Специалист получает уже размеченное исследование с участками, на которые надо обратить внимание.
«Короткое» ЭКГ. Этот проект применяется на станциях скорой медицинской помощи и в фельдшерско-акушерских пунктах (ФАПах. — Прим. ред.). Сбер ставит программное обеспечение на кардиографы скорой помощи и ФАПов, и, когда врач снимает кардиограмму, он моментально получает заключение о состоянии пациента.
Фотодетекция кожных высыпаний. Это приложение для телефона, с помощью которого любой человек сможет проверить состояние кожи. Для этого нужно будет навести камеру на какое-то кожное высыпание. Благодаря большой базе данных человек получит точное объяснение болезни и характера высыпаний, если они есть.
Сбер тестирует эти разработки в больницах и поликлиниках по всей России и собирает отзывы медиков, чтобы доработать проекты.
Когда массовый запуск Свердловской области
Замминистра здравоохранения Андрей Шастин сказал, что каких-либо конкретных решений по внедрению роботизированных новинок от Сбера пока нет, но ведомство ведет с компанией переговоры.
— Сбер по собственной инициативе, но с поддержкой Минздрава выступил с пилотными проектами. Мы сейчас собираем результаты, анализируем и обсуждаем, как технологические решения, показавшие эффективность, можно масштабировать.
Он уточнил, что Минздраву клинические испытания новинок от Сбера достались бесплатно.
Что вызывает недоверие
При всех положительных моментах разработок Сбера у них есть и оборотная сторона.
— С одной стороны, у Сбера есть документы о защите информации — сертификат ФСТЭК (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю), а также сертификат ФСБ, — уточнил компьютерный инженер, который работает в сфере медицины. — С точки зрения наших законов этого достаточно, требования соблюдены, и, по идее, мы не можем сомневаться. Но давайте обратим внимание на их репутацию в банковской сфере. У них тоже есть все сертификаты безопасности, там проходят постоянные проверки, финмониторинг. Но мы видим, что их данными торгуют на черных рынках.
Если сейчас обманывают сотни тысяч людей, зная только фамилию, имя и отчество, то что будет, если у Сбера окажутся все данные о нашем с вами здоровье? Какой простор для обмана и манипуляций людьми откроется мошенникам? Сбер представил роботизированные системы, которые анализируют исследования и ставят заключения, диагнозы, опрашивают пациентов о самочувствии. Но на ком ответственность в случае ошибки?
Наш собеседник добавил, что на врача можно оформить страховку профессиональной ответственности. Но что можно оформить на робота? Это нейросеть, никто не знает, как она себя поведет. А по закону она попадает под критически важную инфраструктуру и должна быть определенным образом защищена.
— А что если это будет не случайный сбой, а целенаправленный? — спросил специалист. — Например, робот, который опрашивает пациентов о самочувствии по телефону, будет целенаправленно игнорировать кого-то? Например, человеку очень плохо, обострилось хроническое заболевание, а робот говорит ему: «Попей валерьянку». Как будет регулироваться работа врача совместно с этими роботами, насколько это будет защищено от ошибок и преднамеренных искажений?
Должен быть какой-то независимый общественный контроль. По моему мнению, Сбер умеет подчищать хвосты [после утечек данных], но никто даже не извиняется за это, будто так и надо. И никто уже не удивляется, если ему звонит мошенник и представляется сотрудником Сбербанка. Доверять им свой медицинский анамнез опасно.
Мы поинтересовались у Сбера, как они организуют работу с персональными данными.
— Мы разработали шлюз деперсонализации, устанавливается он на рабочем месте врача, снимок, отправляясь к нам на изучение в облако, деперсонализируется. Остаются только метки, относящиеся к пациенту. Есть еще локальное решение, когда снимок никуда не отправляется, а обрабатывается на рабочем месте врача. Единственный недостаток этого решения — нужна мощная видеокарта, — рассказал сотрудник Сбера.
Ранее мы рассказывали, что в 40-й больнице врачу помогает оперировать роботизированная рука, посмотрите фото.