Колумнист Е1.RU Александр Беляев уже второй год живет без ноги. Оказавшись в инвалидной коляске, он столкнулся с такими проблемами, о существовании которых даже не догадывался. По просьбе редакции Александр пишет колонки о том, как в Екатеринбурге живется человеку с ограниченными возможностями. В прошлый раз он рассказывал о том, что нужно знать перед походом к врачу, а в этот раз объясняет природу социальной агрессии.
Однажды я неосторожно рассказал читателям об увиденных в Болгарии удобствах для инвалидов в транспорте. И поплатился за это комментариями в стиле «Ну и вали в свою любимую Европу». Я не обиделся, но стало всё-таки интересно: где корни того, что наука называет социальной агрессией?
Частичный ответ на это можно найти, сравнив понятие «инвалидность» в законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и в Конвенции ООН о правах инвалидов (на минуточку, ратифицированной Россией в 2013 году). В первом документе это «нарушение здоровья, которое ведет к ограничению жизнедеятельности человека и вызывает необходимость его социальной защиты». Во втором — «результат взаимодействия между людьми, у которых есть нарушения здоровья, и барьерами в их окружении». Почувствуйте разницу. В первом случае имеется в виду личная проблема, во втором — общественная.
А если отклонение от нормы — личное дело каждого, то вот и доказывай всем, что у тебя возникла эта «необходимость социальной защиты». Между тем барьеры, делающие человека инвалидом, создаются не только и не столько недоступной физической средой, сколько несовершенством законодательства, хилой инфраструктурой социальных и медицинских услуг.
А эти барьеры костылем не прошибешь, коляской не протаранишь. За последний год я насчитал больше десятка нарушений федеральных и местных законов, постановлений Минтруда, Минздрава, Минсоцзащиты, из-за которых почти год не получал пенсию по инвалидности и прочие положенные мне льготы. Все задним числом, естественно.
Я же не юрист, чтобы заранее знать, например, что врачи стационара должны в трехдневный срок сообщить в органы соцзащиты об ампутации. И что — по всем пунктам должен обращаться в суд? Да я рехнусь, если начну на одной ноге скакать по судебным инстанциям. Институты власти возводят в абсолют свои нормы, сплачиваются вокруг них и начинают обслуживать собственные потребности, а на нас обращают внимание только после окрика, а лучше — пинка от вышестоящей инстанции.
«На поддержку общества тоже не стоит рассчитывать. В головах продолжают господствовать догмы времен СССР, когда инвалидов, как и секса, не было»
Социолог, профессор Высшей школы экономики Елена Ярская-Смирнова вспоминает, как в 1950-е годы на вопрос организаторов международных спортивных игр для инвалидов, примут ли советские инвалиды участие в состязаниях в Англии, наш чиновник ответил: «В СССР инвалидов нет!»
Года три назад жители Москвы собрали подписи для выселения семей с онкобольными детьми, которые снимают квартиру в их доме. Соседи опасались заразиться раком. А в другом доме недавно соседи решили испортить жизнь семье, в которой воспитывается шестилетний мальчик с ДЦП, сломав пандусы, которые сделал его отец. «Невежество — демоническая сила», — писал основоположник марксизма.
«Наш народ не настолько сердобольный, чтобы принять, как многие считают, неполноценных людей»
Основная масса склонна отвергать каждого, кто не похож на них физически или умственно. Справедливости ради стоит сказать, что многие инвалиды сами себя считают ущербными, а поэтому и притягивают к себе негативные эмоции, видят в глазах прохожих страх, презрение, культивируют свою инвалидность, подчеркивают, что они — «отбросы общества». С такими трудно общаться по-человечески. Как, впрочем, и со многими вполне здоровыми особями.
Согласны с автором?
Почитайте также другие колонки Александра Беляева. Ранее он рассказывал о главных проблемах инвалидов, которые могут встретиться ему на улице Екатеринбурга. Ему недавно сделали протез ноги, и Александр описал, как сделал первый шаг в нем. Причем до этого он испытывал синдром беспомощности, от которого смог избавиться. А еще он рассказал о мифах об инвалидах, от которых тоже стоит избавиться всем людям.