Главный врач Свердловского онкоцентра Владимир Елишев ответил на вопросы, которые ранее задали наши читатели. Глава диспансера рассказал, куда звонить, если вы приехали с маломобильным пациентом и вам нужна помощь, по какому номеру можно проконсультироваться по поводу паллиативной помощи и можно ли наблюдаться в онкоцентре, если живешь в области.
— Будут ли когда-либо оказаны услуги по проведению капельниц лежащим пациентам на дому?
И похожий: «У меня мама онкобольная, лежит в тяжелом состоянии после курсов химиотерапии. Токсический гепатит и метастазы. Врачи уже ничего сделать не могут. Почему этой группе пациентов не оказывается поддержка и помощь на дому и все от них открещиваются, как от прокаженных? Про близких вообще молчу, те остаются один на один с больным и кучей проблем по уходу за ним и реабилитацией». Мы получили несколько подобных историй.
— Пациентам паллиативного профиля медпомощь оказывается отделением выездной паллиативной службы. В прошлом году к подопечным они выезжали более двух тысяч раз. На попечении находятся около 500 человек. Дома у пациентов устанавливают даже аппаратуру для кислородной поддержки, которая необходима людям с симптомами хронической дыхательной недостаточности. Такое оборудование эффективное и простое в эксплуатации, специалисты выездных бригад обучают им пользоваться пациентов и их родных.
Ежегодно паллиативную помощь в Свердловском онкодиспансере получают около тысячи пациентов. Телефон выездной паллиативной службы: +7 922 13–97–319 (пн. — пт. с 8:00 до 15:40). Если есть какие-то конкретные вопросы и вам не помогли по этому телефону, вы можете отправлять их в редакцию E1.RU с указанием личных данных, мы со всеми свяжемся, пригласим и сделаем всё, что будет необходимо.
— Почему прооперировав одну молочную железу, не уменьшают массу второй? Как жить с разницей?
— В последние два года мы проводим такие операции по ОМС, это пластическая восстановительная хирургия. В прошлом году мастэктомию с пластикой молочной железы получили более 100 женщин. Мы учитываем комфорт женщины, но первая задача — вылечить ее от рака молочной железы. Сначала мы должны получить гарантию излечения от опухоли, а уже потом подойти к вопросу о косметологическом эффекте, это может быть не одномоментно.
Врачи оценивают ситуацию и определяют, можно ли проводить такую операцию, учитывают все риски, определяют дальнейшую тактику. К сожалению, у пластики молочной железы есть ряд противопоказаний, даже если операция не связана с онкопатологией. Но если по показаниям операция возможна — ее сделают.
— У моей бабушки и мамы был рак молочной железы, обе они умерли рано. Я очень переживаю, как часто мне нужно проводить обследования? У меня тоже обязательно будет рак?
— Нельзя допускать, чтобы это переросло в панический страх. Советую регулярно посещать гинеколога, проводить осмотры и ультразвуковое обследование молочных желез. Наследственный фактор частично признается, и это касается рака молочной железы. Но в целом онкологический анамнез не говорит о том, что именно эти органы подвержены заболеванию. Риск заболеть онкологией имеет каждый человек. При наличии наследственных факторов он может быть несколько выше, но это не приговор. Должна быть онконастороженность, но не онкопаника.
Я советую каждому человеку следить за здоровьем и не пренебрегать профосмотрами, диспансеризацией. Молодым необязательно часто ходить на профосмотры, но сделать УЗИ или КТ — полезно. Сейчас всё больше используется низкодозная компьютерная томография, этот метод более щадящий и информативный.
Еще полезно вести свой «медицинский архив». Результаты всех обследований, которые мы проходим, нужно сохранять. Это позволит врачам сравнивать ваши результаты, делает диагностику эффективнее и повышает точность обследования.
— Одна из пациенток живет в Нижнем Тагиле, но наблюдается у вас. Местные врачи говорят ей: «Наблюдайтесь у себя, не занимайте ни время, ни очередь». Разве не все пациенты имеют право наблюдаться у вас по ОМС?
— Такие ответы — это вопрос врачебной этики, в данном случае ее нехватки. Пациент имеет право наблюдаться у нас, если у него есть направление к онкологу или поставлен диагноз. Но число заболевших увеличивается, всем необходимо регулярное обследование и диспансерное наблюдение. Мы не можем на Соболева, 29 обеспечить всем пациентам необходимую помощь. Поэтому в плане организации онкологической службы в текущем состоянии предусмотрено, что пациенты должны состоять на учете по месту жительства, проходить там периодические осмотры и наблюдение.
Естественно, мы сталкиваемся с такими просьбами и стараемся развиваться, чтобы оказывать помощь большему числу пациентов. В первую очередь, вас примет врач по месту жительства. Если в вашем городе есть возможность наблюдения, медик будет вести вас, регулярно осматривать и проводить медицинские манипуляции. Если чего-то на месте нет или нужна узкопрофильная помощь, пациента перенаправят.
Мы знаем всех пациентов области, знаем, какое лечение он проходит, какой у него диагноз, точно так же, как онколог по месту жительства. Мы работаем в одной медицинской информационной системе — «Онкор». Если у врача из наших филиалов будет вопрос, он обязательно обратится к нам за помощью. Например, отправит исследование в наш референсный центр, мы поможем разобраться и поставить объективный диагноз. У нас работает кол-центр, и если у пациентов из городов области возникают вопросы, нужно звонить, мы проконсультируем.
— Читатель пишет: «Невозможно привезти лежачего пациента и припарковаться. С коляской или носилками приходится оставлять машину на проезжей части. Где инвалидные места, как подъехать к любому корпусу, чтобы не прыгать по сугробам, и не подлезать под узкие ворота центрального входа?» Давайте дадим инструкцию читателю, как быть?
— Парковочные места для инвалидов в онкодиспансере на улице Соболева, 29 находятся напротив пятого корпуса, их три, в корпусе на улице Комсомольской — два. Пациентам с ограниченными возможностями здоровья или их сопровождающим необходимо сообщить лечащему врачу, что пациенту сложно передвигаться — парковку организуют прямо на территории онкоцентра у нужного корпуса — эта система давно отработана. Кроме того, в онкоцентре есть служба помощи маломобильным пациентам: младшие медицинские братья, сертифицированные специалисты помогают выйти из машины, подъедут с креслом прямо к автомобилю, сопроводят на прием, в кабинеты диагностики. Ежедневно в службу помощи маломобильным пациентам обращаются до 10 человек.
Телефон службы: 356–15–16, работает по будням в рабочее время поликлиники с 8:00 до 20:00.
— Какой процент составляет полное излечивание рака шейки матки?
— При обнаружении опухоли шейки матки на первой стадии успех терапии достигается у 93% пациентов, при второй — у 60%, при третьей стадии вылечить сложнее, курсы противоопухолевой терапии приходится циклично повторять. Есть еще нулевая стадия, когда опухоль «поймали» на уровне внутриклеточных изменений и диагностировали с помощью гистологического исследования (когда новообразование еще невозможно увидеть) — терапия будет эффективна в 100% случаев.
Необходимо отметить, что для цитологического исследования, при котором можно заподозрить опухоли шейки матки, не нужно ждать профосмотр или диспансеризацию, методикой проведения этой легкой малотравматичной диагностической манипуляции владеют врачи-гинекологи в вашей районной поликлинике. Пожалуйста, берегите себя, посещайте врача, даже если ничего не беспокоит.
— Можно ли восстановить мужскую фертильность после химиотерапии при раке яичка?
— В случае, если в процессе противоопухолевого лечения удалось сохранить орган (яичко), шансы на восстановление фертильности есть. Процесс проходит естественным путем, восстановление может занять несколько лет (не менее года).
— Можно получать результаты анализов электронно? Пенсионеру далеко ехать.
— Пациенту из области нет необходимости приезжать лично за результатами исследований в областной онкодиспансер — лечащий врач районной поликлиники может получить результаты исследований в режиме телемедицинской консультации.
— Сколько курсов химии можно пройти подряд без отдыха?
— Курсы химиотерапии цикличны, их количество меняется в зависимости от локализации и стадии опухолевого процесса. Однозначного ответа здесь нет. Количество курсов назначается индивидуально для каждого пациента.
— Как получить направление к вам?
— Направление дают онкологи по месту жительства при подозрении на онкопатологию.
— Есть ли какой-то единый анализ для определения вероятности онкологии?
— Единого анализа или исследования не существует. Онкоскрининг — целый комплекс диагностических манипуляций, который помогает заподозрить опухоль, даже когда нет никаких симптомов. Не отказывайтесь от осмотра, прохождения диспансеризации, когда предлагает врач. Много времени это не займет, но может спасти вашу жизнь.
Прочтите историю уральца, которому в онкоцентре спасли жизнь. Теперь вместо кости в одной ноге у мужчины титан, его в шутку называют «железным человеком».