Сегодня Нижнесергинский суд должен огласить приговор по громкому делу о «вырванных органах». 29-летний врач — акушер-гинеколог районной больницы обвиняется в смерти молодой мамы при родах. Трагедия случилась два года назад. 27 февраля Ане, дочке скончавшейся Алисы, исполнится два года. И ровно в этот же день по Уголовному кодексу истекает срок давности, по которому врача могут привлечь к ответственности за трагедию.
Сами роды у 22-летней Алисы Тепикиной прошли благополучно, она родила здоровую девочку. Но в третьем периоде родов при отделении плаценты случилось осложнение — выворот матки. Ситуация очень редкая и, как правило, происходит из-за неправильного ведения родов, то есть слишком резкого, агрессивного удаления плаценты.
Расследование этого дела длилось почти год, еще столько же времени шло судебное разбирательство. Как выяснили медицинские эксперты, у Алисы роды осложнились тем, что у нее было слишком плотное прикрепление или приращение плаценты к стенке матки — это аномалия беременности, которая выявляется только во время родов. Впрочем, даже при этом осложнении прогноз может быть благоприятный, если вовремя оказать пациентке необходимую медицинскую помощь. Родные уверены, что Алису можно было спасти. Но эксперты сделали вывод, что врач не распознала осложнение и поэтому специализированная помощь Алисе начала оказываться слишком поздно.
— У Алисы из-за осложнения при беременности были показания, чтобы поехать рожать в Первоуральск, в перинатальный центр. Там и врачи опытнее, и оборудование лучше, и ближе к Екатеринбургу. Но Алиса отказалась от перинатального центра, хотела родить дома, в Нижних Сергах, доверяла нашим врачам, — рассказывает ее муж Николай. — А еще боялась, что не успеет доехать до Первоуральска, когда роды начнутся. А тут родильное отделение рядом с домом, в двух минутах езды.
В распоряжении редакции есть полная версия заключения судмедэкспертизы, сделанной в ханты-мансийском бюро. Самый главный вывод той экспертизы — между действиями врача и смертью молодой мамы имеется прямая причинно-следственная связь.
Казалось бы, обвинительный приговор по статье 109 части 2 (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения служебных обязанностей) неизбежен. По этой статье обвиняемой грозит либо ограничение свободы, или лишение свободы, либо принудительные работы на срок до трех лет.
Однако во время судебного процесса была проведена еще одна экспертиза. На этот раз в Екатеринбурге, в Свердловском бюро судмедэкспертизы. Поскольку процесс по этому делу судья объявил закрытым, подробности этой экспертизы знают лишь участники процесса.
Известно лишь, что екатеринбургские эксперты нашли дефекты оказания медицинской помощи Алисе. Прямой связи между действиями врача и смертью роженицы они не нашли. То есть приговор по врачу может быть и оправдательным. Но установили косвенную связь между действиями медиков и смертью женщины. Это дает перспективы для гражданского иска к больнице о возмещении морального вреда, даже если обвиняемого врача оправдают по уголовному делу. Прокурор на последнем заседании запросил для обвиняемого врача два года и десять месяцев ограничения свободы, кроме этого — запрет на три года заниматься врачебной деятельностью.
— Процесс закрытый, поэтому прокомментировать смогу только после оглашения приговора, — пояснил нам юрист Вадим Каратаев, который защищает интересы потерпевшей стороны — мамы Алисы.
Адвокат обвиняемого врача Илья Кожевников также пока воздерживается от комментариев.
Мы подробно писали об этой трагедии в роддоме Нижних Серег. Главный врач больницы предположила, что выворот матки произошел самопроизвольно — такое, действительно, бывает, хотя и редко. Также мы публиковали выводы первой судебно-медицинской экспертизы.