Бывший журналист «Комсомольской правды» Александр Беляев с 2019 года живет без ноги. Оказавшись в инвалидной коляске, он столкнулся с проблемами, о существовании которых даже не догадывался. По просьбе E1.RU Беляев пишет колонки о том, как в Екатеринбурге живется человеку с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня он рассказывает о главных мифах и заблуждениях про инвалидность.
Миф первый: инвалида надо жалеть и обязательно дать понять, что вы ему сочувствуете. Понятно, что это стремление продиктовано добрыми намерениями, но все-таки, вольно или невольно (скорее все-таки невольно), такое отношение подчеркивает ущербность человека в коляске. А нам этого не надо.
«Мне дважды пытались подать милостыню, когда летом я выезжал погреться на солнышке у соседнего магазина»
И я чувствовал себя весьма неловко, отказываясь от денег. В первом случае девушка смутилась еще сильнее меня и долго извинялась. А я чувствовал себя виновником ее неловкого положения. Во второй раз веселая бабулька собиралась высыпать в бейсболку, которую я неосмотрительно положил на колено, горсть мелочи. Она после отказа обиделась и даже, кажется, рассердилась: «Чего ты, брал бы, когда дают!»
Миф второй (он же — оборотная сторона жалости) — героизация любого поступка инвалида. Но для кого-то подвиг — взойти на Эльбрус с одной ногой, а для кого-то — заставить себя доковылять до туалета без посторонней помощи. Поэтому, не зная возможностей человека, не стоит давать ему оценки.
Миф третий, весьма распространенный: человеку вместе с ампутированной конечностью отхватили и пару мозговых извилин. Если я на улице задам вопрос прохожему (например, как найти куда-нибудь дорогу), то отвечать он будет, скорее всего, не мне, а тому, кто катит коляску.
«Обо мне разговор пойдет в третьем лице, как о пустом месте. Правда, меня это не злит, а больше веселит»
Миф четвертый: инвалидов надо побаиваться (чаще всего это бессознательный страх). Это одна из разновидностей весьма распространенной в России неприязни, а то и ненависти к представителям других социальных групп. Психолог Мария Чумаченко объясняет ситуацию так: «Люди боятся нового, а в России долгие годы почти невозможно было увидеть коляску на улице. А выход социальной группы "из тени" — это всегда очень тяжелый процесс. Например, представители сексуальных меньшинств сталкиваются с ненавистью, феминистки — с презрением, люди, которые используют коляску, — со страхом и жалостью. Это борьба, которую им приходится вести, просто выходя на улицу и говоря этим: "Смотрите, я здесь, я такой же, как вы"».
Среди комментариев к моим публикациям был и такой: «Тебе не стоит жить на этом свете». Что-то ведь заставляет людей, скорее всего с руками-ногами, не полениться и набрать этот и ему подобные тексты. И кто из нас инвалид?
Александр Беляев ранее рассказывал, что ему приходится постоянно подтверждать свою инвалидность. Когда он остался без ноги, то столкнулся со множеством непрошеных советов. Также Александр писал о том, как уберечь психику после ампутации и сохранить душевное равновесие. Еще он поделился своими размышлениями о правах инвалидов на удобное жилье.