Во вторую волну коронавируса не проходит и недели без новостей о смерти уральских медиков. COVID-19 не выбирает должности, не обращает внимания на заслуги, он бьет по всем.
Вот печальный список памяти только ноября и декабря: главврач Красноуфимской районной больницы Дмитрий Новоселов, заместитель гендиректора «Новой больницы» Игорь Шифрин, врач-гинеколог 354-го военного госпиталя Николай Красовский, главврач Волчанской городской больницы Марина Макарова, врач-педиатр областного перинатального центра Екатерина Куреннова.
Мы попросили врачей рассказать, почему, по их мнению, сейчас вирус так сильно бьет по коллегам. Они согласились поговорить, не называя своих имен и мест работы. Врачи соглашаются, что заболевших COVID-19 в принципе во вторую волну стало больше и, соответственно, среди них растет число медиков. Но называют и специфические причины, которые могли повлиять на рост смертности среди медицинских работников.
Вирус стал злее?
Анестезиолог-реаниматолог, который лечит пациентов с ковидом, предположил, что вирус изменился: больные поступают в более тяжелом состоянии, они хуже откликаются на терапию.
— Мы все ощутили, что вторая волна мощнее. Весной и летом очень много людей переболело, по логике — должно быть полегче, если появилась хоть какая-то иммунная прослойка, но нет, вторая волна как катком прокатилась по всем нам, — сказал он. — Возможно, произошла адаптация к лекарствам. Вирус тот же, что в первую волну, но, может, появилась устойчивость к антибиотикам и противовирусным, и поэтому больше людей тяжело болеют и умирают.
В общем количестве смертей стало больше и медицинских работников, говорит врач.
— Сейчас нас косит больше. Возможно, из-за того что пациенты в стационарах болеют тяжелее, вирусная нагрузка у них больше, а значит, она больше и у медиков, которые с ними ежедневно контактируют, — предположил он.
«Медики страдают тем, что долго лечат себя сами»
Несколько докторов, с которыми поговорил E1.RU, отметили, что часто врачи пытаются лечить себя сами и долго не обращаются за помощью, переживая, что будут отвлекать коллег. К сожалению, объективно оценить свое состояние у них получается не всегда.
— Медики страдают тем, что долго лечат себя сами, — говорит врач-эпидемиолог. — Мы думаем: «Ну не врач я, что ли, сам себя не полечу?» Долго бегают на ногах, считают, что ничего страшного не будет, прорвемся. Прорываются не все.
Так произошло с 34-летней врачом-педиатром из Екатеринбурга Екатериной Куренновой. Она лечилась дома, ходила на прием в поликлинику, но вызывать скорую и просить о госпитализации не хотела, рассказали ее коллеги, хотя состояние девушки с каждым днем ухудшалось. Екатерина умерла дома.
— Она лежала и терпела, понимая, что прийти к ней физически никто не может. Думала, что молодая и справится. И коллеги ей пытались сказать, что она уже долго болеет и пора госпитализироваться. Но Катя считала, что поправится сама, — рассказала коллега Екатерины.
Заражаются из-за усталости, переработок и некачественных СИЗов
Врач-терапевт, который принимает пациентов с ковидом с начала пандемии, обратил внимание и на другой важный аспект — почему медики стали чаще заражаться коронавирусом?
— У медиков есть определенная усталость от работы, на фоне нее может нарушаться техника безопасности. Когда долго работаешь, страх перед инфекцией притупляется. Ты не можешь бояться с одинаковой силой всё время, ты привыкаешь к хищнику, который всегда рядом. Многие говорят: «Ой, быстрее бы переболеть уже». От этого, конечно, снижается бдительность, — считает доктор.
По его мнению, сказываются и хроническая усталость, стресс, переработки:
— Многие работают в «красной» зоне больше, чем положено. Понятно, почему накапливается усталость — руководство больниц стремится снизить количество контактных врачей и, условно, из 100 человек в «красную» зону выводит 20. Можно было бы взять больше медиков, чтобы они работали по 6 часов и успевали отдыхать, но они работают по 8 часов в «красной» зоне без выходных.
Терапевт рассказал и еще об одной проблеме, которая появилась во вторую волну и может влиять на заболеваемость, — качество средств индивидуальной защиты.
— За время пандемии появилось много участников рынка, которые изготавливают средства индивидуальной защиты (СИЗ), потому что это золотая жила. И руководство некоторых больниц стало закупать некачественные СИЗы, снабжение по сравнению с первой волной стало хуже, — говорит он. — Например, раньше нам выдавали респираторы фирмы ЗМ с хорошей защитой. А теперь респираторы стали делать в Полевском, и некоторые руководители стали их покупать. Выскажу личное мнение: эти респираторы в несколько раз хуже, они вообще не пригодны для работы.
«Респиратор неплотно прилегает к лицу, он больше похож на прокладку с крылышками на шнурках, и работать в нем абсолютно невозможно»
В итоге многие медики сами покупали себе респираторы.
О средствах защиты говорит и врач-эпидемиолог. По его мнению, особенно рискуют врачи в нековидных больницах и поликлиниках.
— В непрофильных стационарах и поликлиниках эта опасность не видна. Туда может прийти любой человек, не сказав о том, что он болеет, что он контактный по коронавирусу, или просто недооценив свое состояние. Эти медики поражаются гораздо больше, это выводы международных исследований, — сказал он.
В октябре Свердловская область поставила антирекорд по смертности: по данным Росстата, за месяц от коронавируса умерло 637 уральцев, а всего — 5918 человек, это на тысячу больше, чем в октябре прошлого года. По данным опроса, который E1.RU провел при поддержке фонда «Социум», переболеть COVID-19 могла уже половина жителей региона.