Больше восьмидесяти свердловских стоматологов подписали письмо к федеральному министру здравоохранения с требованием отменить нововведения, из-за которых им придется покупать дорогое оборудование и, как следствие, поднимать цены на свои услуги. А некоторые стоматологические кабинеты и вовсе могут закрыться, предупреждают они.
Все дело в двух приказах Минздрава России, которые вступают в силу 1 января: приказ № 786н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях» и № 560н «Об утверждении правил проведения рентгенологических исследований».
Эти приказы обязывают каждую клинику закупить дополнительное оборудование — ортопантомограф, а также принять в штат рентгенолога.
Ортопантомограф — это стоматологический рентгеновский аппарат для панорамной съемки всей челюстной зоны и челюстных суставов.
Сами стоматологи считают эти нововведения вредными, так как они приведут к закрытию небольших кабинетов и росту цен в более крупных клиниках.
Стоматолог и депутат гордумы Екатеринбурга Владимир Козлов объяснил E1.RU, что ортопантомографы устарели: после появления компьютерной томографии клиники перестали покупать такие аппараты.
— Такое ощущение, что их внесли в приказ, только чтобы продать технику. Ортопантомограф дает двухмерную картинку, а компьютерная томограмма дает возможность рассмотреть проблемное место в 3D-модели. Информативность ортопантомографа в разы меньше, в мире его перестали использовать, — сказал он.
Траты на нововведения неизбежно приведут к росту расходов пациентов, считает Козлов.
— Если ортопантомограф клиникам действительно придется покупать, то эти расходы будут заложены в услугу и всем пациентам направо и налево начнут рекомендовать делать снимки. Грубо говоря, в стоматологиях появится план по снимкам — скажем, сто в месяц.
«Каждый снимок будет стоить около тысячи рублей. Клиентам будут без разбора рекомендовать эти снимки, аргументируя тем, что это очень хорошо»
Потому что продавать же надо! Врач-рентгенолог будет брать около двухсот рублей за описание. Если сейчас пациент платит двести рублей, то будет платить четыреста, — рассказал Козлов.
Рентгенологи в стоматологических кабинетах не нужны в принципе, считает стоматолог из Ревды Константин Краснов, который также подписал письмо. По его словам, зубные врачи и сами прекрасно умеют читать рентгеновские снимки.
— Исторически так сложилось, что рентгенологи в институтах пять лет учатся описывать не зубы. А нам во время обучения преподают и рентгенологическое дело. Мы всю жизнь читаем рентгеновские снимки. При этом единицы врачей-рентгенологов смогут грамотно описать стоматологический снимок. Складывается абсурдная ситуация: нам предлагают ввести дополнительную штатную единицу, принять на работу человека без опыта такой работы. Кроме того, рентгенологи — штучный товар, где их искать и, главное, зачем? — возмутился Краснов.
Если большие стоматологические клиники думают о том, как компенсировать убытки, владельцы маленьких частных кабинетов готовятся сворачивать бизнес.
— Как выходить из положения, мне непонятно. Новый приказ не оставляет вариантов, надо покупать, но я, скорее всего, не потяну такие расходы. Скорее всего, придется закрыть кабинет и уйти [работать по найму] в более крупную клинику, — заявил владелец стоматологического кабинета в Екатеринбурге Денис Жаков.
Стоматологи не только написали письмо в Минздрав, но и попросили о помощи свердловских депутатов Константина Киселева из гордумы и Дмитрия Ионина из Государственной думы. Подключилась к истории также бизнес-омбудсмен Елена Артюх.
— Стоматологи попросили меня оказать содействие по линии омбудсмена. Я обратилась к федеральному бизнес-омбудсмену, в результате появилось обращение Бориса Титова к вице-премьеру Татьяне Голиковой с просьбой откорректировать эти приказы Минздрава. Сегодня письмо должны отправить адресату, — рассказала Елена Артюх.
Мы направили запрос в министерство здравоохранения Свердловской области и в федеральное министерство с просьбой прокомментировать обращение стоматологов.
Стоматологический бизнес серьезно пострадал из-за пандемии, так как в начале карантина частные клиники могли принимать только часть клиентов и теряли выручку. Губернатор исключил стоматологические центры из карантинного списка только в середине мая.