Случаи, когда COVID-19 у заболевших сопровождается расстройством психики, появляются в новостной повестке в последнее время постоянно. Один из трагических инцидентов случился в Екатеринбурге: летчик, приехавший в город для повышения квалификации, попал в больницу с ковидной пневмонией, а через несколько дней сбежал оттуда. Спустя неделю пациента нашли мертвым — он получил множественные травмы, пока перелезал через забор с колючей проволокой. Предварительная версия следствия: у молодого человека развился психоз на фоне высокой температуры.
А в Новосибирске — новые трагедии: за десять дней три пациента разных ковидных госпиталей покончили с собой. Никто из них прежде не состоял на учете у психиатров. А один вообще готовился к выписке.
Мы поговорили с врачами о том, действительно ли коронавирус может вызвать серьезное психическое расстройство. Наши эксперты — психиатры с большим стажем и врач екатеринбургской скорой, который каждый день ездит на вызовы к коронавирусным больным.
«Опасность для психики есть даже после выписки из больницы»
— Очень хорошо, что вы обращаете внимание на эту проблему. Потому что это важно, — комментирует психиатр Георгий Амусин. — Сейчас идет формирование опыта из набора подобных случаев. Но надо учесть, что это вирус и по своей структуре он похож на другие вирусы. А то, что прежние вирусы, те, с которыми мы раньше сталкивались, влияют на нервную систему, уже доказано. Есть прямое повреждающее действие вируса. Любая болезнь влияет на психическое состояние.
Психозы могут возникнуть на фоне высокой температуры и инфекционных заболеваний. Свое влияние на психику могут оказывать и препараты, которые применяются для лечения. Что же все-таки случилось с летчиком — на этот вопрос должны ответить эксперты. И медицинское руководство после этой истории должно сделать выводы для профилактики подобных случаев.
«Нужно выявлять людей из группы риска, и тех, у кого появляются признаки нарушения психики, должен наблюдать психиатр»
Важно информировать врачей-инфекционистов, врачей общей практики о подобных осложнениях, они должны быть готовы к тому, что у их пациентов могут возникнуть психические расстройства. Я начинал работать терапевтом в 40-й больнице в отделении терапии, и там нередки были ситуации, когда у пациентов на фоне инфекционного заболевания развивалось психическое расстройство. С ними тогда начинал работать психиатр, который знал и понимал, что надо делать, что добавить в схему лечения, чтобы вылечить как основное заболевание, так и осложнение.
Такое воздействие на психику при вирусной инфекции часто возникает у детей, поскольку детская психика нестойкая, уязвимая. На фоне температуры может возникнуть психоз, галлюцинации. Важно, чтобы современные врачи это знали, даже если это, казалось бы, не имеет отношения к их основной специальности. То, что сейчас происходит в больницах, — даже не конвейер, а поток. Там даже не каждый день врач может сделать обход, пообщаться с пациентом. Понимаем, что нагрузка очень высокая. Но такие состояния (психоз) могут развиваться на фоне вирусной инфекции очень быстро. Возможно, нужно проинформировать об этой опасности и средний персонал, который чаще контактирует с пациентами.
Повторяю, даже при гриппе возникают такие состояния. А тут мы, врачи, еще нечетко знаем, что это за инфекция. И опасность психических расстройств есть не только в остром периоде заболевания, но и в более позднем, после выписки. В позднем возможны такие проявления, как астения (нервно-психическая слабость, синдром хронической усталости, неустойчивое настроение), невропатия (поражение нервов с потерей чувствительности). Это касается всех тяжело перенесенных вирусных заболеваний. Полное восстановление возможно через два-три месяца. Хочется проинформировать как самих пациентов и всех, кто может заболеть, — чтобы внимательно относились к своему состоянию, — так и тех, от кого зависит организация медпомощи.
«Психозы на фоне гриппа были еще в конце 50-х»
— В своей практике врача-психиатра я лично не сталкивался с такой ситуацией, чтобы грипп осложнялся психозом, — говорит психиатр Сергей Ворошилин, доцент кафедры психиатрии УГМУ.
Сергей Иванович много лет работал в Областной психиатрической больнице и наблюдал самых разных пациентов.
— Дело в том, что с начала 60-х годов у нас все шло спокойно в плане каких-то вспышек инфекционных заболеваний. А я как раз пришел работать в Областную психиатрическую больницу в 62-м году, после окончания учебы.
«Врачи отделения, работавшие там не первый год, рассказывали о пациентах, которых госпитализировали с психозами, это было осложнение гриппа»
Речь идет о конце 50-х годов. Причем, по словам старших коллег, работавших в отделении, это были не единичные случаи. Тогда в стране была вспышка азиатского гриппа, так мы его называли. Может быть, массово это не афишировалось, но это было. Я сам и мои однокурсники переболели им, когда я был еще студентом, в конце 50-х, — заразился в Хакасии, на целине. Через несколько месяцев этот грипп пришел в Свердловск. В эту самую вспышку и были случаи психозов на фоне гриппа. А после этого наступило благополучное время, с массовыми психозами на фоне ОРВИ мы не сталкивались, поэтому мы встретили эту эпидемию будучи избалованными благополучием.
Пока на основе своего опыта я точно могу сказать, что единственное инфекционное заболевание, которое приводит к слабоумию и может сопровождаться психозом с галлюцинациями и бредом, — это прогрессивный паралич, четвертая стадия сифилиса. И это когда-то было массово. Но сейчас заболевание лечится, если вовремя поставить диагноз, — отмечает психиатр.
«Резко глупеют»
— На вызовах у больных с ковидной пневмонией я бываю каждый день, — говорит врач реанимационной бригады екатеринбургской скорой помощи. — С психозами, к счастью, не сталкивались. Но то, что это состояние влияет на центральную нервную систему, могу сказать по своему опыту.
«Если говорить простыми словами, люди вдруг "резко глупеют". Путаются, не могут ответить на вопросы. Не могут критически оценить свое состояние»
У пациента сатурация 70, а он уверяет, что чувствует себя отлично. Но это объяснимо: гипоксия, кислородное голодание, кровоснабжение мозга нарушено, нарушается и умственная деятельность. Коллеги рассказывают, что сталкиваются на вызовах со слуховыми галлюцинациями у людей. Возможно, это объясняется тем, что, раз у людей пропало обоняние, вкусовые ощущения, у них обостряется слух.
А вот еще один случай странного поведения у человека, заболевшего коронавирусом. 85-летнюю женщину выписали из больницы после лечения с синяками и переломом. Родные рассказали, что бабушка жаловалась на то, что ее привязывали к кровати. Медперсонал говорит родным, что пожилая женщина сама вела себя неадекватно и агрессивно по отношению к врачам.
Сейчас при Свердловской областной психиатрической больнице работают бесплатные круглосуточные телефоны экстренной психологической помощи: 8 (800) 300-11-00, 8 (800) 300-83-83. Кстати, за последние девять месяцев обращений на горячую линию стало в два с половиной раза больше по сравнению с прошлыми годами. С начала пандемии специалисты службы ввели еще одну классификацию звонков, с пометкой К — это обращения, связанные с беспокойством по поводу коронавирусной инфекции.