Неделю назад в Екатеринбурге студентов медицинского университета отправили на практику в поликлиники. На помощь участковым врачам вышли 293 студента УГМУ с двух факультетов — лечебно-профилактического и педиатрического. Предполагалось, что это позволит снять часть нагрузки с участковых терапевтов и победить очереди у кабинетов медиков. Спустя неделю подводим первые итоги практики: вузовские выпускники рассказывают Е1.RU, что они делают в больницах и есть ли смысл в их помощи.
Сначала власти и ректор УГМУ планировали привлечь для помощи с COVID-19 всех совершеннолетних студентов. На работу в амбулаторное звено должны были пойти даже те, кто уже работает в «красной» зоне. Первокурсников собирались отправить в кол-центры и регистратуру поликлиник для дистанционной работы с пациентами и «бумажной» помощи в больницах.
А студентам старших курсов, которые уже работают в «красной» зоне, преподаватели сказали выходить на практику в поликлиники в свободное от работы время.
— Многие студенты старших курсов уже работают с коронавирусом. Например, я работаю в амбулаторном КТ-центре. Когда сказали, что нас внезапно появившаяся практика тоже касается, мы были в шоке.
«То есть после смены с ковидом мы пойдем в поликлинику и заразим кого-нибудь. Да и когда мы это должны делать? Ходить на практику вместо сна?»
Мы поговорили с преподавателями, да и обсуждения в СМИ сделали свое дело — студентам, которые работают в «красной» зоне, разрешили проставить практику на работе, — рассказала студентка УГМУ.
В итоге после возмущения студентов и общественности на практику в поликлиники отправили только студентов шестого курса двух факультетов — лечебно-профилактического и педиатрического. Преподаватели объяснили это тем, что шестикурсники — уже готовые специалисты и им будет полезно перед выпуском из вуза поработать в реальных условиях.
— Если с лечфаком все более или менее понятно, то с педиатрами намного сложнее.
«Преподаватели сказали, что не могут практику на участках вписать педиатрам как производственную, поэтому студенты будут проходить ее отдельно»
Кто-то из них успел пройти летом, а кто-то нет, и теперь у них прохождение двух практик в больницах разом. Как они педфаку собрались приписать практику на участках — большой вопрос. Но теперь пять часов практики от минздрава, три часа — от УГМУ и два дневника практики по цене недосыпа, — рассказал другой студент УГМУ.
В университете рассказали, как устроен учебный процесс в непростой эпидемиологической ситуации. На работу в больницы и поликлиники все-таки отправили только студентов шестого курса и ординаторов.
— Лекции у всех курсов (с первого по шестой) проходят дистанционно. У первых, вторых и третьих курсов практические занятия проходят очно, а у четвертых, пятых и шестых — дистанционно. Ординаторы первого и второго года обучения, обучающиеся по укрупненной группе специальностей «Клиническая медицина», направлены для прохождения практической подготовки в медорганизации, оказывающие первичную медико-санитарную и специализированную медицинскую помощь, с учетом потребности в медицинских кадрах в Екатеринбурге и Свердловской области. Эта практическая подготовка является частью производственной (клинической) практики образовательных программ подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре, — объяснила Дарья Корчак, пресс-секретарь УГМУ.
Некоторых ординаторов, которые учатся по целевой программе, отправили работать в область. При этом их вынудили оставить место работы и взять отпуск без содержания.
Что касается оплаты практики в поликлиниках, накануне президент России Владимир Путин поручил ввести дополнительные выплаты студентам-медикам, помогающим в борьбе с коронавирусом. Ректор УГМУ Ольга Ковтун сказала, что нововведение затронет и уральских студентов. Но шестикурсники говорят, что о выплатах пока не слышали ни слова.
Сами студенты рассказали E1.RU, что в больницах Екатеринбурга их приняли по-разному. Кому-то назначили врача-куратора и стали учить работе с пациентами и документами, а кому-то повезло меньше. Вот некоторые из рассказов.
Камышловская центральная районная больница
— По факту я просто сижу на кушетке и смотрю, как идет прием. Поток людей очень большой, поэтому у врача нет времени отвечать на мои вопросы, объяснять, что делать. Им проще самим все сделать, чем ждать, пока я соображу.
«Медикам очень нужна помощь с мазками, анализами, но мы не можем выполнять сестринскую работу, нам попросту не дают. Именно такая работа нужна сейчас»
А нам это делать не разрешают, хотя это очень бы помогло. Именно это бы разгрузило врачей. Но пока мы просто сидим рядом и мешаем, — говорит шестикурсник УГМУ.
Центральная городская больница № 2
— Тут все круто, мне все показывают и объясняют, относятся хорошо, к больнице и работникам претензий нет. Но я учусь платно и зарабатываю на учебу и жизнь на работе, от которой я вынуждена отказаться. Теперь я трачу деньги на питание в больнице, СИЗы, транспорт до больницы.
«Бесит, что я обязана работать бесплатно, хотя оплачиваю университет сама. Я поступала ради себя и ради знаний, а не ради рисков»
Я не беру от государства бесплатное образование и при этом почему-то ему обязана. Но выкрутили красиво, теперь это «учебный план», — возмущается студентка шестого курса УГМУ.
Центральная городская больница № 6
— В первый день мы пришли в больницу, в которую нас распределили, но врачи выгнали нас. Сказали, что мы будем только мешать. Поэтому нас отправили в другую поликлинику. Сначала мы сидели в регистратуре и разбирали бумаги, потом все-таки нас посадили помощниками участкового терапевта. Она была перегружена и попросила нас сходить на вызовы к температурящим больным.
«Было страшно, и нас это возмутило, конечно. Почему мы должны рисковать здоровьем? Но такое было лишь единожды»
Теперь помогаем терапевту заполнять бумаги, но мне кажется, что мы больше мешаемся под ногами. Зачем надо было нас с учебы снимать — не понимаю, — говорит студент-шестикурсник.
Центральная городская клиническая больница № 24
— Медики относятся к нам доброжелательно, мы сразу нашли общий язык. Кто-то из студентов сидит на приеме, кто-то выполняет бумажную работу, кто-то обзванивает больных и «контактных», чтобы узнать о состоянии. Сидеть на приеме мы можем только совместно с врачом, так как сами врачами еще не являемся.
«Но вот врачей тут не хватает, и получается так, что половина направленных студентов остается без дела, потому что на них не хватает куратора»
В итоге никакой разгрузки поликлиник так и не происходит. Хотя врачи говорят, что с нами «стало полегче дышать», так как мы заполняем медкарты. Очереди огромные, в коридоре постоянно ругань и жалобы пациентов, которые ждут часами. Пока все не так печально, как я думала, — говорит студентка шестого курса УГМУ.
Студенты, которые проходят практику в 24-й больнице, в целом довольны. Они рассказали, что медики дали им работу на выбор. Для тех студентов, которые боятся сидеть на приеме с врачом, выбрали другие обязанности, при этом их ни к чему не принуждали.
Заместитель главного врача по амбулаторной службе одной из этих больниц рассказала, что со студентами стало немного легче работать. Но основные проблемы все равно сохранились.
— Мы ведь не можем отправить их на вызовы, на взятие мазка тоже. Очереди и поток больных сохранились. А с бумагами помогают, конечно, работать. Вообще ребята пришли толковые, хорошая молодежь, — рассказала врач.
Ранее вице-губернатор Свердловской области Павел Креков в эфире E1.RU сообщил, что студентов-медиков привлекут к работе в поликлиниках. По мнению чиновника, такая мера поможет разгрузить больницы — горожане жаловались, что приходится совершать сотни звонков, чтобы связаться с клиникой. Планировалось, что студенты будут только разговаривать с пациентами по телефону и принимать заявки на вызов врача на дом.
Студентов медуниверситета перспектива работать с ковидными больными не устроила. Декан лечебно-профилактического факультета УГМУ Сергей Чернядьев призвал недовольных не быть жлобами. Также он не видит никакой опасности для беременных студенток в работе с больными в поликлиниках.