Каждый день в Екатеринбурге фиксируют одинаково высокое количество новых случаев заражения COVID-19. Означает ли это, что вторая волна вышла на свое плато? Нужно ли вводить новые ограничения и где сегодня чаще всего заражаются екатеринбуржцы? Мы собрали все самые актуальные вопросы и задали их главному санитарному врачу Свердловской области Дмитрию Козловских.
— Какие ограничения могут ждать регион в ближайшее время и от чего это зависит?
— Вирус капельный, неуправляемый, в отсутствие вакцины сложно остановить эпидпроцесс. Пока не будет массовой, доступной вакцины, ситуация будет развиваться. Здесь многое зависит от поведения граждан, каждого отдельного человека. Те меры, которые уже введены, они выверены и достаточны.
— То есть вновь, например, закрывать торговые центры, спортзалы или кинотеатры не нужно? Это не поможет уменьшить распространение вируса?
— В большей степени заболеваемость зависит от поведения людей, соблюдения тех требований, которые уже есть. Закрытием заведений мы можем нарушить экономику, это тоже имеет негативный эффект. Я думаю, этого происходить не будет.
— Почему такие жесткие ограничения ввели по поводу перегородок в такси, если в общественном транспорте все толпятся и с большей вероятностью могут заразиться?
— Мы поддерживаем меры, которые принимает губернатор. Вирус капельный, тяжелый, быстро оседает. Поэтому прекращение прямого контакта играет свою роль.
— Губернатор с вами обсуждал эту меру, перед тем как принять решение?
— Конечно, мы обсуждаем все на штабе.
— Почему не введено ничего подобного в автобусах? Это сложно сделать физически, но все-таки в общественном транспорте у людей, в том числе кондукторов постоянный прямой контакт с пассажирами.
— Принято 31 постановление главного государственного санврача Анны Поповой, где усилена ответственность именно граждан. Обязательно предупредите читателей, что в ближайшие выходные мы устроим проверки масочного режима во всех общественных местах.
— Где пройдут проверки и какие наказания грозят нарушителям?
— Штрафы определены законодательством — от 15 до 40 тысяч рублей, точную сумму устанавливает суд. Проверять вместе с сотрудниками полиции мы будем магазины, торговые центры, автостоянки, лифт и все те места, которые определены постановлением. Сейчас уже выделены группы, будем работать все выходные.
— Как по возрастным группам меняется картина заболевания?
— Мы наблюдаем не только за заболеваемостью коронавирусом, но и за пневмониями, ОРВИ, гриппом. Сейчас роста резкого нет — ни респираторных, ни пневмонии. По коронавирусной инфекции — больше всего инфицированных в возрасте 50–64 года — 57,7 заболевших на 100 тысяч населения.
«Заболевших в возрасте 50+ за неделю стало больше на 13%. На втором месте группа 30–49 лет — их 53,5 на 100 тысяч населения, но прирост меньше 0,5%»
— И на третьем месте подростки, и здесь прирост 15%.
— Врачи в стационарах отмечают, что стало больше тяжелобольных, чем весной. С чем это может быть связано — с мутацией или чем-то еще?
— Мы анализируем, как меняется вирус, и изменений в вирусе мы не наблюдаем. Рост тяжелых случаев в стационарах связан с тем, что многие граждане с легкими формами лечатся дома, а в больницы поступают, уже когда тяжесть болезни усиливается.
— Как отслеживать контакты в общественном транспорте и в торговых центрах?
— Помните, было много разговоров, особенно в июне из-за массовых мероприятий — парад в честь Дня Победы, выборы, «Ночь музыки». Мы, когда анализируем заболеваемость, опрашиваем заболевшего, где и когда он был, связи нет.
«Большая часть заболевших заразились на работе и в семье. 30% заболевших — работники промышленных предприятий, на втором месте семейные очаги»
С начала пандемии мы зафиксировали 164 очага, сейчас действует 2. Снижение происходит во многом благодаря организованности специалистов по профилактике. Мы сейчас не фиксируем фактически очагов в больницах — врачи научились работать в новых условиях, и это вселяет надежду.
— На каких предприятиях сейчас очаги?
— У нас есть такой показатель, как показатель тестирования. На конец сентября показатель тестирования — 290 на 100 тысяч населения, при норме на базовом уровне — 150. Сейчас 520 тестов проводится на 100 тысяч населения. Очень активно компании начали тестировать своих сотрудников. И, конечно, чем больше мы тестируем, тем выше выявляемость.
— В последние несколько недель мы видим, что в день фиксируется 260–290 заболевших в области. Это плато?
— Мы надеемся на это. Меня часто просят дать прогноз, но это неблагодарное дело. Я прочитал за последние дни 5 мнений эпидемиологов федерального уровня, все они дают разные прогнозы. Но мы рассчитываем, что пока заболеваемость будет расти, инфекция неуправляемая. Стабилизация ситуации произойдет, когда будет массовая вакцинация.
— Фиксировались ли повторные случаи заражения коронавирусом?
— Да. Мы проводили исследования иммунитета, первое в июле, второе в сентябре. В июле — 12,5% антител, в сентябре — около 18%. Снижение антител идет. Но это не значит, что люди не защищены. Помимо гуморального иммунитета (антитела), есть клеточный иммунитет.
«Но факты повторного заражения есть. Буквально вчера читал, что второй раз болеют тяжелее. Правда, это единичные случаи»
Иммунитет играет свою роль, если есть какие-то особенности здоровья, это влияет. Мы с этим вирусом живем не так давно, поэтому нельзя сказать, что с какими-то определенными заболеваниями риск заразиться повторно выше. Информация пока накапливается.
— Будут ли проверять режим работы ресторанов?
— Буквально в эти выходные мы согласовали выход в нескольких муниципалитетах, и в субботу, и в воскресенье вместе с УВД будем отрабатывать и проверять все режимы: в ресторанах, торговых центрах, магазинах.
Ограничения по перегородкам — это указ губернатора, это будет проверять УВД и министерство общественной безопасности. Мы контролируем соблюдение масочного режима гражданами, в части перегородок будет отрабатывать УВД. Проверки по контролю закона о запрете кальянов уже идут, и они продолжатся.
— Сколько еще коек могут развернуть в Свердловской области?
— 9800 уже развернуто, и развертывание продолжится.
— Если начнут закрывать заведения, что закроют в первую очередь?
— Мы будем следить за ситуацией. Те меры, которые приняты, согласованы и выверены на заседаниях оперштаба, мы считаем достаточными.
— Как проводят обработку подъездов, если в доме ковидный?
— Заражение — это очаг заболевания, он должен быть обработан. В одно время были проблемы с обработкой очагов, сейчас они разрешены и все обрабатывается как положено. Граждане могут этого не видеть — люди приезжают и в ночное время, и в дневное время. Но каждый случай заболевания фиксируется, регистрируется, поступает заявка на обработку, и Роспотребнадзор выезжает. Управляющая компания обрабатывает в рамках текущей дезинфекции, это их обычная работа — обрабатывать раз в неделю, они и раньше обязаны были обрабатывать свои подъезды. Это другая немного работа, но это внепланово и это делает служба. Мы проверяем качество обработки, оно достаточно высокое. Есть телефон горячей линии на сайте, можно обращаться, мы отреагируем.
Несмотря на то, что инфекция новая, мы уже собрали статистику, через семейные очаги заражается не так много людей, порядка 10%. Вирус не настолько контагиозен при близком контакте, если все соблюдают ограничения. Обработка в жилых домах происходит по каждому случаю заражения коронавирусом.
— Как состояние привитых от коронавируса в Свердловской области?
— Большинство перенесли легко, у кого-то была реакция на первую прививку, у кого-то на вторую, но в целом все достаточно легко. Сейчас будет изучение иммунитета, посмотрим, какие данные получим.
— Кого тестируют в первую очередь?
— Приоритет — 65+ тестируются все с признаками ОРВИ, пневмония тестируется вся, если был контакт — на 8–10-й день.
— Есть ли рост заболеваемости пневмониями и ОРВИ относительно прошлого года?
— Безусловно, рост есть. Сложно сравнивать, в прошлом году не было той ситуации. В несколько раз увеличилось, рост существенен. К счастью, на прошлой неделе мы застабилизировались на определенном показателе по пневмониям, мы не растем. 95% больных пневмонией исследуются на ковид, это важно. Мы раньше начинаем выявлять больных ковидом и оказывать им помощь. Важно объяснить людям, что риски заболеть снижает, к примеру, прививка от пневмококковой инфекции. Мы сейчас это реализуем. В структуре бактериальных пневмоний доля пневмококковой пневмонии составляет 60%.
— Сколько свердловчан сейчас болеют пневмонией?
— За последнюю неделю, по данным экстренных извещений, заболели 3254 человека. Все они получают лечение, 70% из них — в стационаре. У них разная степень тяжести.
— Летом в день проводили не больше 14 тысяч исследований, сейчас — 25, а в сутки выявляют столько же больных. Почему выявлений не стало больше?
— Растет иммунная прослойка, поэтому вирус меньше распространяется. Я вижу причину только в этом.