Здоровье Всё о коронавирусе интервью «Все работают на износ, на 200–300%»: как больницы Екатеринбурга справляются со второй волной COVID-19

«Все работают на износ, на 200–300%»: как больницы Екатеринбурга справляются со второй волной COVID-19

Глава горздрава Денис Демидов в интервью E1.RU рассказал о проблемах с медициной в уральской столице

Глава горздрава Денис Демидов призывает сохранять спокойствие
Источник:

Поликлиники Екатеринбурга с таким потоком больных, как сейчас, никогда не сталкивались. Медики работают на износ, несмотря на то что им в помощь выделяют студентов и волонтеров. Однако глава горздрава Денис Демидов призывает сохранять спокойствие и не вестись на поводу у истерии. В интервью E1.RU он рассказал, как больницы города справляются с увеличившимся потоком пациентов с коронавирусом, планируется ли приостановка плановых приемов и кто виноват во второй волне COVID-19.

— В первую очередь хочется узнать у вас про «амбулаторку». Сколько вызовов поступает, сколько удается обрабатывать и сколько не удается? Наши читатели сообщают, что по три дня не могут дозвониться до врача.

— Нагрузка на поликлиники сейчас не просто большая, она беспрецедентная. Такого массового обращения за медицинской помощью раньше (до пандемии коронавируса) у нас никогда не было. Мы подключаем дополнительные ресурсы — все, какие возможно. Мобилизуем всё, что есть. Телефонные линии кол-центров имеют определенные мощности, они расширены за счет того, что волонтеры обзванивают пациентов. Информацию о заболевших, которая была передана в поликлиники, в том числе Роспотребнадзором, мы оперативно обрабатываем и созваниваемся с пациентами. Конечно, где-то это происходит чуть лучше, а где-то чуть хуже. Но мы пытаемся эту работу стандартизировать и взять на вооружение у лучших поликлиник.

«Мы увеличили время работы до максимума, кол-центры работают в две смены по восемь часов, плюс в субботу и воскресенье»

То есть мы перешли на семидневку. В ближайшее время на помощь в поликлиники дополнительно придут волонтеры для инициативного обзвона пациентов и доставки необходимых лекарств горожанам, лечащимся на дому. Там, где есть возможность не использовать медработников, а привлекать помощников, мы это делаем.

— Что за волонтеры, откуда?

— ОНФ и студенты. Пока их немного. Это могут быть не медработники, а студенты-медики, которые смогут общаться с пациентом, донести необходимую информацию, разъяснить детали. Понятно, что это работа сначала будет проводиться под патронажем врача, который станет следить за тем, как волонтеры справляются, а в дальнейшем они смогут, возможно, даже работать на дистанте, не из кол-центров.

— Какая вообще ситуация с кадрами? Сколько людей болеет в поликлиниках?

— Штатная укомплектованность неплохая, но не 100%. По медицинским кадрам, регистраторам, телефонистам и врачам есть небольшой дефицит. Надо понимать, что медики так же подвержены заболеванию новой коронавирусной инфекцией. Сейчас медики больше, чем обычно, находятся на больничном, особенно с COVID-19. Коронавирус бьет по нашим рядам, кто-то уходит на больничный, остальные начинают работать в усиленном режиме, при том что нагрузка увеличивается в разы. В коллективах больниц к такой ситуации относятся с пониманием.

Персонал в больницах работает в усиленном режиме
Источник:

«Все сотрудники работают на износ, практически на 200–300%»

— Ограничение приема в поликлиниках может стать выходом?

— Когда была первая волна, мы ограничивали все плановые мероприятия и приемы узких специалистов, кроме кардиологов и онкологов и в случаях, когда медицинская помощь не терпит отлагательств. Сейчас проводим плановую работу, в том числе вакцинацию от гриппа, мы не можем ее остановить. По национальному календарю всё, что было необходимо, сделали, ждем вакцину в рамках программы эпидблагополучия.

«Самое опасное — микст-инфекции, когда будет грипп и COVID-19»

Это сочетание очень коварное и страшное для человека, поэтому важно привить от гриппа как можно больше горожан.

— Поликлиникам планируется приобретать новые автомобили, чтобы это как-то решило проблемы с вызовами?

— Управление здравоохранения решает эту проблему: заключают дополнительные договоры для осуществления доезда медиков до адресов пациентов. Кроме того, на данный момент уже заключены договоры на перевозку врачей и больных с коронавирусной инфекцией в центры КТ.

Этим летом футболист клуба «Урал» Эрик Бикфалви подарил одной из больниц Екатеринбурга автомобиль
Источник:

По санитарным правилам машина должна обрабатываться, водитель обязан иметь средства индивидуальной защиты, развозить врачей и пациентов. Эти машины есть почти в каждой больнице. Часть медучреждений самостоятельно приобретали новые автомобили, каким-то, например ЦГБ № 3 и 24, их дарили спонсоры.

— И все-таки что делать, когда люди не могут дождаться врача несколько дней?

— Как я уже говорил, мы усиливаем работу кол-центров, привлекаем волонтеров, подключаем дополнительные номера телефонов. В первую волну мы уже внедрили систему дистанционного оформления листков нетрудоспособности для минимизации распространения инфекции. Еще нужно донести до пациентов алгоритм, чтобы появилось понимание, что к нему придут и помогут, но в течение определенного времени. То же с работой скорой медицинской помощи, когда бригады едут в первую очередь к тяжелым пациентам, а к остальным в течение дня или ночи.

«Есть пациенты, сдающие по 5–6 раз мазки на ПЦР-диагностику, и те, кто делает КТ, когда им это не нужно»

А через 2–3 дня, согласно разработанному алгоритму лечения, этому же пациенту нужно еще одно КТ, и человек получает дополнительную лучевую нагрузку на свой организм, а мы — нагрузку на всю систему здравоохранения.

— Ситуация сложнее стала, чем на пике в июне — июле?

— Да. Вы сами это видите.

— При этом видим, что коек больше развернуто и больниц больше выделено. Болеют больше, а ограничений меньше…

— Понятно, что сейчас большое перераспределение больных на амбулаторное звено, в первую волну старались лечить всех пациентов в стационарах. Только единицы, это люди с бессимптомным течением, оставались дома, спокойно переболевали две недели, выздоравливали и возвращались к обычной жизни. А теперь людей, находящихся дома на лечении, стало в разы больше. К обычным сезонным ОРЗ и ОРВИ, а также хроническим заболеваниям добавился COVID-19. Соотношение стационарных пациентов и амбулаторных поменялось в обратную сторону.

— Какая пропорция между болеющими дома и в стационаре?

— Могу только сказать, что их больше, чем в стационарах. В стационарах находятся в основном люди с тяжелой и средней тяжестью заболевания.

— Что можно сказать людям, которые болеют дома?

— Не надо паниковать. Заболевание, конечно, новое. Но мы выработали стратегию. Пациенты с легкой и бессимптомной формой и те, кто имеет, помимо коронавирусной инфекции, ОРВИ и хронические заболевания, находятся дома и в местах временного пребывания. Система выстроена таким образом, что мы в первую очередь оказываем помощь тем, кому она действительно нужна: тяжелым пациентам и больным средней тяжести, чтобы они быстрее попали в стационар. В первую очередь это горожане с хронической патологией, лица старшего возраста и пенсионеры.

Система выстроена таким образом, что мы в первую очередь помощь оказывается тяжелым пациентам и больным средней тяжести
Источник:

В прошлом сезоне люди тоже болели гриппом и ОРВИ, мало кто тогда не переболел респираторным заболеванием. Но как было тогда? Семь дней лечения дома, и ты выздоровел. Часть горожан, по сути, в той же форме переносят и COVID-19 — в легкой, бессимптомной. Но раньше не было такой истерии, что человеку нужно срочно ехать на КТ и делать кучу исследований. Понятно, что сейчас у многих людей паника, потому что это коронавирусная инфекция. Молодые и здоровые люди могут вылечиться амбулаторно при соблюдении условий.

«Здоровью и жизни тех, кто по-честному находится на самоизоляции дома и соблюдает все меры, ничего не угрожает»

— Вы говорите, что волонтеры будут разносить медикаменты и подключаться к работе на горячих линиях. А число тех самых участковых и терапевтов, которые ходят по домам больных, планируется увеличивать? Это возможно сделать?

— Привлекается дополнительно медицинский колледж, чтобы проводить в том числе и забор мазков. Второе — будем перераспределять узких специалистов на работу неотложки. Это врачи, они работают в амбулаторном звене.

—То есть прием все-таки ограничивается в поликлиниках?

— Прием узких специалистов проводится, но в меньшем объеме и с соблюдением санэпидрежима. Это не ограничение, просто сужаются показания для приема. Если кому-то из пациентов можно отложить прием, то им предлагают это сделать и прийти тогда, когда заболеваемость пойдет на спад. Если есть возможность дать рецепт дистанционно, то, конечно, это делается, чтобы пациент лишний раз не приходил в поликлинику.

Вакцина сначала для врачей


— Как сейчас быть с вакцинацией детей, если они сидят по домам. Я слышала, что была мысль прививать их прямо дома.

— Вакцинация дошкольников возобновлена. Мы концентрируемся на этой группе детей. Понятно, что основная работа проводилась в школах, мы успели в тот период, пока каникулы не начались, активно выйти и сделать около 195 тысяч прививок.

«Будем ходить по домам [и делать прививки]»

Но много медиков мобилизовано на другую работу. В любом случае большая часть работы проведена, после того как каникулы закончатся, все необходимые прививки сделаем.

— А про ковидную вакцину есть какое-то понимание? Эти 3700 доз, которые ожидаются в ноябре, для медиков все?

— Конечно, пока нельзя сравнивать вакцину от коронавируса с вакциной от гриппа. Первой — 3700 доз, второй — 1 миллион с лишним на город, чтобы охватить 70% населения и более. Сейчас по вакцинации от гриппа мы уже достигли 67% от нашего плана. Взрослым сделали прививки уже на 100% от плана, детям — еще около 70%.

В Екатеринбурге привито от гриппа 67% населения
Источник:

Ковидной вакцины немного, и, конечно, в приоритете будут медицинские работники, которые трудятся в «красной» зоне, сотрудники скорой помощи, амбулаторной сети, работающие с COVID-19. Тем, кто переболел, прививка от новой коронавирусной инфекции не делается по инструкции. Вакцину получают те, у кого нет антител. Если они есть, то человек либо переболел, либо бессимптомно перенес это заболевание. В этом случае у него может быть собственный иммунитет, вакцина ему не нужна. Прививки от новой коронавирусной инфекции у нас в первую очередь делают тем, кто работает в ковидных бригадах, а также бригадах, которые выезжают к пациентам с признаками ОРВИ. Мы это всё пропорционально распределяем. И каждое учреждение получит строго определенное количество вакцины. Конечно, есть и другие группы риска. Например, учителя, полиция, но я думаю, что первая партия пойдет на медработников.

— Денис Александрович, а если говорить по распространению, то сейчас на первом месте что? Общественный транспорт, магазины, семья?

«Наиболее опасно не конкретное место, а так называемое бессимптомное носительство»

— Человек не болеет, но является носителем инфекции неделю, две, три. И чаще всего он заражает своих родных и близких. А мы тестируем в основном, тех, кто имеет признаки ОРВИ. Они попадают в группу риска, и мы стараемся их максимально охватить, протестировать и при необходимости изолировать. Бессимптомные же носители могут быть в транспорте, магазине, на работе — после контакта с ним человек приносит заболевание в семью, и далее заболевают все. Поэтому так важны масочный режим и соблюдение всех мер.

Одна из теорий гласит, что при открытии школ дети чаще бессимптомно болеют. Они, возможно, заражаются в школе. Но там всех носителей протестировать невозможно, и вполне вероятно, что источник заражения уже и не будет положительным. Остальные дети становятся такими же бессимптомными носителями, приходят домой, заражают родителей. Сейчас у нас болеют больше не пожилые, а люди среднего возраста. Это одна из теорий, возможно, это и является источником распространения второй волны.

— Когда появится коллективный иммунитет, о котором все говорили еще с первой волны?

— Когда 70% [населения] переболеет и будет иметь иммунитет после прививки или болезни. Это законы эпидемиологии, их никто не отменял. Сейчас мы лишь можем ограничивать число заболевших, как во время первой волны, и выполнять все ограничительные мероприятия.

— Что врачи говорят по поводу ограничений. Жесткие ограничения помогли бы?

— В первую очередь нужно выполнять те ограничения, которые уже ввели. Важно соблюдение, это позволит затормозить распространение новой коронавирусной инфекции, уменьшить количество заболевающих людей и случаев госпитализации. Это масочный режим, режим самоизоляции.

— Норматив по количеству резервных коек выполняется? Есть запасы? К нам поступала информация, что заканчиваются реанимационные койки.

— Развертывание коечного фонда идет согласно приказам Минздрава РФ и плану развертывания Управления здравоохранения г. Екатеринбурга. Здесь на нас работает концепция «Большого Екатеринбурга», которую предлагал Александр Геннадьевич, она включает Пышму, Среднеуральск, Березовский. В городах-спутниках сегодня тоже развернуты койки для пациентов с COVID-19. Кроме этого, включаются города ближнего радиуса — 30–40 км от Екатеринбурга: Сысерть, Первоуральск, Ревда. Они тоже принимают наших больных, поэтому эти койки тоже должны учитываться.

«Наиболее тяжелые пациенты переводятся в Екатеринбург, здесь более оснащенные в технологическом смысле реанимационные койки»

Это отслеживается. И, если пациенту необходимо специализированное лечение, например гемодиализ, он его получает в екатеринбургских больницах. В 14-ю больницу, например, попадают больные с другими патологиями, помимо COVID-19, по профилям хирургии, острого нарушения мозгового кровообращения.

— Вопрос про деньги от медиков. Врачи скорой помощи нам жаловались на невыплаты, врачи 40-й писали, что зарплата сократилась на 20 тысяч рублей. Они это для себя связали с переходом из горздрава в Минздрав, который еще не случился...

— Не понимаю, почему медики связывают финансовые вопросы с переходом, который еще не произошел, и финансирование которое никак не поменялось. Более того, оно и не поменяется. Ведь и муниципальная, и областная больницы получают большую часть финансирования из средств фонда ОМС. Сколько больница проработала, столько и заработала, плюс учитывается система премирования врачей. Переход из одного ведомства в другое на зарплате медиков никак не скажется, нет причин так полагать. Денег меньше в больнице не стало, непонятно, почему вам приходят такие вопросы. У нас таких жалоб нет. Зарплата снижаться не будет.

По словам Демидова, зарплата медикам снижаться не будет
Источник:

— Можете напомнить основные шаги человека, который думает, что у него коронавирус?

— На самом деле этот алгоритм уже есть, его разработал Роспотребнадзор. Мы работаем в рамках общих санитарных правил. Алгоритм такой: пациент с подозрением на заболевание коронавирусной инфекцией должен находиться дома, ограничивать свое общение, обратиться за медицинской помощью, чтобы врачи определили его состояние и приняли решение, где и как он будет проходить лечение. Затем он получает больничный.

Упор делается именно на ограничение распространения инфекции: соблюдение масочного режима, изоляция, снижение проведения публичных мероприятий, перевод в онлайн. Маска и обработка рук действительно очень помогают в борьбе с пандемией. По нашим наблюдениям, благодаря массовой обработке рук в Екатеринбурге снизилось и число случаев заражения кишечными инфекциями.

Для сравнения сегодняшней ситуации с тем, что было весной, вы можете посмотреть интервью с Денисом Демидовым, которое мы записывали в мае. Тогда в сутки подтвеждали по 130 случаев заболевания коронавирусом. Сегодня — 287 новых случаев заражения.

Ранее мы писали, чем грозит необдуманная профилактика коронавируса и чем опасно КТ-обследование. При этом в Минздраве недавно заявили, что обеспокоены чрезмерным употреблением антибиотиков в России.

Всю информацию о распространении коронавируса в Свердловской области мы собираем в специальном разделе.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
104
Форумы
ТОП 5
Мнение
В Екатеринбурге рекордно выросло число квартир под сдачу. О чем это говорит?
Никита Словиковский
Основатель портала аренды и агентства недвижимости «Драже»
Мнение
Когда преследует она: откровенный рассказ пострадавшего от сталкерши
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Никакой справедливости!» Журналистка засудила застройщика, сорвавшего сдачу дома, но всё равно осталась без денег
Ирина Порозова
Редактор раздела «Бизнес»
Мнение
«Не хватало мне любви по жизни, и я ее покупал»: честный рассказ человека с огромными долгами по кредиткам
Дмитрий М.
Мнение
И никакого гипноза. Бывший опер рассказал о тайной формуле, по которой «капитаны ФСБ» лишают россиян жилья и денег
Сергей Колосовский
адвокат
Рекомендуем
Знакомства
Объявления