Молодой врач из Екатеринбурга Владимир Нечепорук снял сериал для своих коллег. Медик показал на реальных примерах, почему врачу нужно вести блог в социальных сетях. По мнению Владимира, это помогает развиваться, увеличивает доход и привлекает новых пациентов.
В этом году Владимир Нечепорук закончил ординатуру в УГМУ. За время учебы он уже успел запустить свой стартап — онлайн-школу для будущих мам Ready Mama. С момента премьеры прошло чуть больше недели, а сериал успели посмотреть уже 700 медиков. Мы поговорили с молодым терапевтом о том, как пришла такая идея и чем полезен сериал «Инстория болезни».
— Для кого этот сериал?
— Для медиков любого возраста. Никогда не поздно зайти в соцсети со своим проектом и мыслями. Лучшая платформа для развития на данный момент — это инстаграм, поэтому и «инстории болезни». За неделю сериал посмотрели уже около 700 врачей.
— Как пришла идея создать сериал для врачей?
— Она трансформировалась из другого проекта. В 2018 году мы с другом, IT-специалистом Максимом Бондаренко, решили создать онлайн-школу для будущих мам Ready Mama. В процессе создания этого проекта мы поняли, что профессионалы, с которыми мы работаем, не ведут блоги. Я сказал: «Ну как так? Вашими знаниями могут пользоваться тысячи человек, а вы этим пренебрегаете». На что врачи ответили, что они делятся ими на приеме.
Но КПД может быть гораздо больше. Можно повышать медицинскую грамотность населения, саморазвиваться и привлекать новых пациентов. Тогда с партнером мы придумали сериал, чтобы наглядно показать врачам смысл ведения блога.
Блог можно превратить в хобби и со временем его монетизировать. Я стал опрашивать всех знакомых медиков и понял, что многие из них стесняются публичности, у них есть страхи.
— У тебя есть опыт раскрутки медицинских блогов?
— Когда я понял, что нужно работать с личным брендом врачей в интернете, взял на ведение аккаунты нескольких знакомых врачей. После раскрутки аккаунтов к ним пошли новые пациенты. За два года с другом Максимом мы помогли раскрутить около 50 аккаунтов врачей по всей стране. У них пока нет многотысячной аудитории, но медиков стали приглашать на работу в более престижные клиники, за комментариями стали обращаться журналисты, стало гораздо больше пациентов.
Но многие коллеги до сих пор не понимают, зачем врачу нужен блог. Я много раз рассказывал лично, писал посты, но понял, что нужно сделать какой-то продукт, чтобы охватить как можно большую аудиторию. Тогда с Максимом Бондаренко мы придумали сериал, чтобы наглядно показать врачам смысл ведения блога.
— Ваш сериал — это просто несколько видео? Какую пользу он может принести?
— Мы сделали его интерактивным. Хотелось, чтобы медик сам попробовал выполнить задания, посмотрел примеры аккаунтов врачей. Чтобы на конкретных примерах врачи убедились, что с развитым личным медицинским блогом гораздо больше преимуществ в работе.
В нем пять серий, перед каждой есть небольшой текст, а после — обучающее видео. То есть врач на примере нашей истории сможет сделать первые шаги в развитии аккаунта, потому что у нас есть конкретные советы. Например, мы рассказываем типичные ошибки начинающих блогеров: неправильно оформленная шапка профиля, плохой визуал аккаунта, из-за которых читатель может не захотеть потреблять полезную информацию.
— Как считаешь, что тормозит медиков, почему еще не у каждого есть блог?
— Основной страх, что у них недостаточно опыта. Они не знают, о чем писать, как общаться с аудиторией. Но даже молодому специалисту есть чем поделиться.
— А если врач только выпустился и у него и вправду немного опыта, стоит ли вести блог?
— Любой врач проучился как минимум шесть или восемь лет, и он может обсуждать простые темы с аудиторией. Например, рассказать какие-то факты про ОРВИ, нужно ли носить маски в эпидемию коронавируса, почему нужно делать прививки. Для таких материалов не нужно еще десять лет медицинского стажа. А развитие блога даже с простыми темами — это уже работа на перспективу.
— Чем это полезно опытным докторам, у которых и времени-то нет на ведение социальных сетей?
— Это позволит позиционировать себя в медицинском сообществе и сформировать свою аудиторию. Со временем это гарантированно привлечет новых пациентов и в каком-то смысле даже упростит работу. Если человек приходит на прием из-за того, что он подписан на ваш блог, он предварительно уже почитал ваши материалы, сформулировал конкретные вопросы, тем самым сэкономил ваше и свое время.
Еще один плюс — ведение блога будет подстегивать врача к саморазвитию. Для того чтобы написать пост, ему нужно повторить какой-то материал, познакомиться с новыми клиническими рекомендациями, следить за новостями в своей сфере. Ну и, если вдруг медик решит уйти на другую работу, блог будет большим плюсом к его опыту. Все руководители частных клиник смотрят на социальные сети специалистов. Если врач когда-то решит открыть свою клинику, блог тоже поможет привлечь людей.
— Тогда какие плюсы от ведения блога для врача государственной больницы?
— Для них это не менее важно, ведь к ним чаще всего относятся предвзято, мол, они «никакие» специалисты. Это общее отношение людей к нашей бесплатной медицине. Если брать отдельного медика, то один негативный отзыв по сарафанному радио разлетается гораздо быстрее позитивного. Ведение блога поможет врачу госбольницы сформировать имидж среди коллег и пациентов. А также блог может быть дополнительным средством заработка.
— А если врач уже выбрал отрасль медицины, например гинекологию, хирургию, он же не сможет рассказывать про ОРВИ...
— Да, но врачи узкой специализации тоже найдут о чем рассказать. Не обязательно открывать для читателей какие-то нюансы в хирургии шейки матки. Возьмем гинеколога — за два года ординатуры специалист точно разложит по полочкам все вопросы, которые касаются родов. А урологи, к примеру, могут рассказывать об инфекциях, передающихся половым путем, и о том, что нужно делать, чтобы не заразиться.
— А что делать врачу-патологоанатому, гнойному хирургу? О чем вести блог?
— Возьмем гнойную хирургию. Пациентов с сахарным диабетом очень много, а одно из осложнений этого заболевания — диабетическая стопа, которую лечат гнойные хирурги. Таким специалистам можно вести блог профилактической направленности. Например, врач будет рассказывать о частых патологиях, с которыми поступают пациенты. Можно рассказывать аудитории причины возникновения этих патологий и давать объяснение, как этого не допустить. Не обязательно выкладывать фото из операционных, наоборот, рядовому читателю инстаграма не нужно показывать кровь и расчлененку. Блог должен быть эстетическим. Врачу нужно сходить на фотосессию и подбирать какие-то нейтральные фото, связанные с темами поста.
Патологоанатом тоже может работать с личным брендом. Даже если это просто познавательный блог для студентов и коллег, вокруг блога будет формироваться аудитория. Врач этой специальности может рассказывать необычные и сложные клинические случаи. Например, пациент X болел такой-то болезнью, а на вскрытии обнаружили совершенно другую причину смерти. Многим врачам интересны подобные медицинские разборы. Такие истории тоже найдут свою аудиторию, а потом этот врач сможет размещать рекламу в своем аккаунте, например — медицинской одежды или аксессуаров, что станет дополнительным заработком.
— Кто был в команде, сколько потребовалось времени, средств?
— Вместе с IT-разработчиком Максимом Бондаренко мы придумали все от идеи до воплощения. На создание сериала ушло в целом три месяца. В разработке нам также помогали дизайнеры, оператор, монтажер, актриса, визажист. Бюджет — около 200 тысяч рублей.
— Как искали площадки для съемок?
— Мы обратились в несколько больниц. В частных клиниках мы обращались напрямую к главным врачам или руководителям и со всеми договорились о съемках на безвозмездной основе.
С государственными медучреждениями было сложнее. Необходимо было показать реальную обстановку и атмосферу больниц, но при этом не переборщить и никого не обидеть. Поэтому из соображений этики номер больницы не указали. В ней работает моя коллега — участковым-терапевтом. Мы получили разрешение от заведующего, и после рабочего дня коллеги сняли, когда уже никому не мешали.
— Расскажи о своем опыте и пути. Почему врачи должны поверить тебе?
— Я поступил в медицинский на лечебный факультет в 2012 году. Сначала хотел стать хирургом, но к четвертому курсу понял, что мне ближе терапевтическое направление и организация здравоохранения. В 2018 году поступил в ординатуру по терапии, параллельно работал врачом-стажером в ЦГКБ № 1. А еще в то же время мы с другом запустили онлайн-школу для беременных.
За два года работы я понял, что в больницах можно многое оптимизировать и сделать работу врачей эффективнее. Но, работая врачом-стажером в государственной больнице, дико сложно продвинуть свою инициативу на самый верх. Меня терзали эти вопросы, много рабочего времени тратилось впустую, поэтому летом я уволился и стал заниматься только блогами врачей.
Я хочу заниматься телемедициной и онлайн-образованием. С законодательной точки зрения у нас не развито это направление, но все агрегаторы и такие сервисы, как «Яндекс.Здоровье», DocDoc, тоже ждут, когда появится законодательная база. Я вижу, что в этом я пригожусь больше, чем просто в терапии. Помимо медицинских компетенций у меня есть организаторские способности. Поэтому хочется находиться на стыке классической медицины с онлайн-технологиями и тем самым влиять на снижение смертности и повышение медицинской грамотности населения.