Журналист Александр Беляев много лет проработал в уральской «Комсомолке». В 2019 году из-за болезни он потерял ногу и столкнулся с проблемами, о существовании которых ни он, ни многие из нас даже не догадывались. По просьбе E1.RU Беляев пишет колонки о том, как в Екатеринбурге живется человеку без одной ноги.
В сегодняшнем тексте Александр рассуждает на тему того, чем заняться человеку, который стал инвалидом. Наслушавшись и начитавшись специалистов из интернета, он нашел пару-тройку вариантов, чем заняться в свободное время, которого становится все больше.
Первое время после ампутации ноги проблем с тем, чем заняться в свободное время, у меня не было. Перевязки, процедуры и прочие неотложные дела занимали почти весь день. А главное — из-за постоянных болей сосредоточиться было трудно.
Подлечившись и наконец-то получив инвалидность, я неожиданно понял, что заняться, в общем-то, нечем. Выйти из дома было невозможно, поскольку от воли меня отделяло непреодолимое пространство в виде нескольких ступеней от первого этажа до двери подъезда.
Правда, было (и продолжается) одно веселое развлечение. Друзья договорились с управляющей компанией о строительстве пандуса. Бригада рабочих с газосваркой, циркуляркой и прочими приспособлениями соорудила спуск, но, как вам сказать, немного не там. Рельсы были проложены с крылечка высотой меньше поребрика на тротуар. Это препятствие я мог бы преодолеть и без посторонней помощи. Как говорил Винни Пух Пятачку, неудачно выстрелившему из ружья: «Нельзя сказать, чтобы ты совсем не попал, но не попал в шарик».
Второй выстрел строителей был более точным. В подъезде появился откидной пандус. Правда, пользоваться им я не могу, поскольку проектанты не предусмотрели перила. Даже если я со свистом пролечу по этой детской горке и не сломаю шею, то обратно мне никогда не взобраться. Так что пандусная эпопея пока продолжается. Но благое дело мне все-таки зачтется не на этом свете, так на том: мамочки с колясками теперь уже не перенапрягают нежные ножки и ручки.
Но свободного времени становится все больше, и, порывшись в интернете, я нашел несколько занятий, предлагаемых таким бездельникам, как я. Правда, обиделся на врачей, отметивших мимоходом: «Люди с ограниченными возможностями лишены возможности заниматься продуктивной деятельностью». Сами вы лишены! Вот сижу ведь, пишу. Отмечу, что достоинства и недостатки разных видов досуга применимы только ко мне лично. Поэтому не надо по привычке комментировать: «А я вот знаю человека, который без ног прекрасно работает руками». Отвечу: «А я общался с космонавтами, чего ж вы в космос не летаете?» Как писали классики марксизма, от каждого по способностям.
Чтение. Тут есть некоторые проблемы. Устают глаза — старею. Выход — аудиокниги. У них есть, кстати, большое преимущество: многие произведения в России не публиковались, а если и печатались, то давно, и их сегодня днем с огнем не найдешь.
Музыка. Это понятно. Правда, совет заняться пением в моем случае чреват появлением вызванной соседями полицией или скорой психиатрической помощи. А петь под фонограмму, как Филипп Киркоров, скучно.
Игры. Ученые считают, что они «помогают инвалидам раскрепостить патологическое психологическое состояние и овладеть социальными навыками». Я, правда, не замечал патологии в мозгах, но специалистам со стороны виднее. А общения с окружающими людьми никогда не чурался. Особенно с женщинами, за что иногда получал по морде, но в подавляющем большинстве случаев, как метко подчеркнули психологи, «навыки помогали овладевать». Играть сам с собой в шахматы или в нарды я не научился, поэтому выбрал головоломки или, как их сейчас называют, пазлы. Понравилось.
Лепка из глины. В одной из предыдущих публикаций я уже рассказывал о печальном опыте этого вида творчества. Не преуспел, а вызвал осуждение окружающих. Но кому-то, наверное, это занятие придется по душе.
Занятия спортом и туризмом. Это пока не для меня, поскольку сижу в условиях строгой изоляции. Когда выйду на волю, что-нибудь такое попробую изобразить. Хотя еще в школе сбегал с уроков физкультуры, считая дрыгоножество самым бесполезным изобретением человечества.
Выращивание растений и уход за домашними животными. Неплохо бы взрастить что-нибудь на подоконнике. Надо только придумать, что именно. А щенка взять не могу не только потому, что с ним надо дважды в день гулять. Я и так уже перевалил за среднюю продолжительность жизни мужчины в Свердловской области, а с моими болячками собаке уж точно придется пережить хозяина. Ей будет очень грустно. Зачем же причинять страдания одинокому живому существу?
В предыдущих своих колонках Александр Беляев рассказывал, как ему ампутировали ногу и как сложно получить документы об инвалидности. Журналист также писал о «доступной» среде, «удобных» пандусах и об отношении к инвалидам.