Татьяна Берсенева проработала врачом-инфекционистом в 40-й больнице 42 года, из них 20 лет заведовала третьим инфекционным отделением. 1 августа она умерла в родной больнице с подтвержденным COVID-19. Ей было 69 лет. Она совмещала работу в инфекционном отделении с приемом пациентов в поликлинике, а еще успевала летать с центром медицины катастроф, чтобы помогать людям. До 5 июля 2020 года она принимала пациентов в 40-й больнице, а в свободное время занималась с внуками, ездила на дачу и плавала в бассейне.
— 5 июля у нее появилась слабость, она почувствовала себя плохо. А на следующий день поднялась температура до 38, появились кашель и боль в груди. Мы просили ее ехать в больницу, но она отказалась, — вспоминает сноха инфекциониста Элеонора Берсенева.
По словам родных, Татьяна Валериановна не любила лишний раз беспокоить людей, особенно врачей. Вот и в этот раз она просто вызвала участкового, тот назначил ей стандартное лечение от ОРВИ. Три дня она была дома, пыталась помочь себе сама, но лучше не становилось, поэтому 9 июля врач поехала в свою родную 40-ю больницу. Ее госпитализировали в инфекционное отделение, в котором она проработала почти всю жизнь. КТ показало поражение 70% легких. Одиннадцать сегментов легких было поражено (всего в двух легких 19 сегментов. — Прим. ред.). Там же подтвердился COVID-19.
— Мы были с ней постоянно на связи. 13 июля ее перевели в реанимацию. Сначала она была на кислородной поддержке, дышала с помощью маски, 16 июля состояние ухудшилось, ее перевели на ИВЛ, ввели в медикаментозный сон, — рассказывает Элеонора Берсенева.
«До 31-го числа она пыталась бороться с этой заразой, но не смогла и 1 августа погибла. Диагноз — "коронавирусная пневмония, сепсис"»
Татьяна Валериановна Берсенева из врачебной династии, ее дедушка был врачом-хирургом, а мама лор-врачом. Она окончила Витебский медицинский университет в Белоруссии по специальности «лечебное дело» и четыре года работала врачом-терапевтом. А в 1978 году переехала в Екатеринбург и пришла в 40-ю больницу.
Несколько лет назад врач передала заведование отделением молодой коллеге. Ей хотелось больше проводить времени с семьей, но пациентов она оставить не могла, поэтому продолжила принимать больных по инфекционному профилю.
«В конце июня она вышла на работу здоровой. Похоже, заразилась от кого-то из пациентов»
— Она была нашим семейным руководителем, связующим звеном, обо всех заботилась и всех контролировала. Но так ненавязчиво, мягко. Для нее всегда самой важной была семья, она была в курсе наших событий, искренне интересовалась и помогала. Звонила и спрашивала: «Ну как, сходили сегодня на тренировку? А чего не сходили?» Мы уже привыкли к этому и ждали. Она была таким мотиватором и солнцем в нашей семье, всегда улыбалась, — рассказывает сноха погибшего доктора. — Меня всегда поражало, как она всё успевает? Откуда у нее хватало времени и сил на всё, откуда она их черпала... И работала, и в саду у нее красота, и внуков на тренировки водила, успевала плавать в бассейне, всегда встречала нас с вкусностями. При этом она никогда не жаловалась, любила жизнь. На прощании все это вспоминали. Заходит к нам в гости — улыбается.
«И сразу всем становилось теплее, будто солнышко обогреет. И нас тоже так учила: никогда не ныть, стойко переносить все неприятности и беды»
Думаю, это всё советское воспитание. Она и в молодости была спортсменкой, на даче в волейбол с детьми играла. Она была человеком жизни, каждый день тратила на то, чтобы сделать что-то хорошее. Она умудрялась заинтересовать внуков театром и музеями, в филармонию водила их.
Всегда она что-то делала, летом — сад, цветы, зимой — картинки по номерам, а еще очень вкусно готовила, частенько угощала коллег тортиками. А нас уж вообще голодными никогда не отпускала.
«Она была мыслящим врачом, никогда не лечила пациентов по стандартам, потому что у каждого патологии протекают по-разному»
Даже я обращалась к ней за советом в сложных случаях, я работаю детским гинекологом, но ее совет всегда был важен и значим. Коллеги и пациенты очень любили ее. Она была безотказным человеком: помогала всем. Консультировала по инфекционной патологии коллег из хирургии, гинекологии. И всегда говорила, что она любит свою работу.
Татьяна Валериановна не любила огласку, очень смущалась, когда ее хвалили. Она не искала общественного признания, никогда его не хотела. Тихонечко выполняла свою работу, была прекрасным руководителем, помогала коллегам и никогда сильно не ругалась. Она была моей свекровью, а относилась как мама. Не верится до сих пор, что ее нет, мы всей семьей очень тяжело переживаем. Кажется, что она вернется из какой-нибудь командировки...
Мы составили список памяти свердловских врачей, которые скончались от коронавируса. Ранее мы рассказывали, что коронавирус унес жизнь известного уральского хирурга Юрия Мансурова, мы публиковали воспоминания коллег и пациентов о враче и рассказ его жены о том, как хирурга лечили от коронавируса.
Почитайте воспоминания о судмедэксперте, которая умерла с диагнозом COVID-19. Также ушел из жизни известный в Екатеринбурге онкоуролог, ему было всего 48 лет.